Предыдущая часть тут.
80. Татьяна Доронина
Татьяна Васильевна Доронина - тот случай, когда ролей в кино - по пальцам посчитать (ну правда двух рук и немножко ноги), но все эти роли - прекрасны и западают в душу сразу.
Доронина - петербурженка. Ещё до окончания средней школы выдержала вступительные экзамены сразу в нескольких театральных училищах, но отсутствие аттестата заставило продолжить учёбу в средней школе.
В 1956 году окончила Школу-студию им. В. И. Немировича-Данченко при МХАТ СССР им. М. Горького в Москве (курс П. В. Массальского). Училась на одном курсе с Е. А. Евстигнеевым, М. М. Козаковым, О. В. Басилашвили. За последнего примерно в те же годы вышла замуж и вместе с ним уехала по распределению в СТалинградский областной театр драмы имени Горького. Пожалуй, это (и еще Смоктуновский) - одно из последних позитивных событий в жизни Сталинградского областного театра драмы имени Горького, который сейчас величают Новым Экспериментальным театром.
В 1955-м году дебютировала в кино ролью Зои в фильме "Первый эшелон". Не самая большая роль, но старт был заметный.
Перерывы между съёмками были значительные, всё-таки Доронина, в первую очередь, театральная актриса. Фильм, который прославил её по-настоящему вышел в 1966-м - это "Старшая сестра". Доронина в паре с молоденькой Натальей Теняковой играют двух сестёр. Старшая очень хочет стать артисткой, а младшая хочет Виталия Соломина. А их дядя (Михаил Жаров) хочет, чтобы они обе были счастливы. Очень философский фильм.
"Три тополя на Плющихе" - работа Татьяны Лиозновой, которая была любительницей раскрывать на экране женские судьбы. Желательно сложные и чтоб побольше страданий. И отлично получалось же.
Доронина играет деревенскую Нюру, приехавшую в Москву и встретившую там Олега Ефремова в такси. Как у любой приличной Нюры чувство самосохранения отказало (правда только сначала). Сцена, когда она мечется по квартире, а он ждет внизу - разрыв всех органов, которые могут разорваться. Но настроение этого фильма изначально на хэппи-энд не настраивало.
Следующий этапный фильм в её карьере - "Ещё раз про любовь". Деревенская Нюра растворяется в туманной дали, и миру является утонченная стюардесса Наташа. ПОразительный образ. Вокруг неё - куча людей, ухажёров хватает: и юный ушастый Ширвиндт-Топтыгин и безвозмездно влюблённый Ефремов-лётчик, но она остается какой-то пронзительно одинокой. А может независимой. Только у Евдокимова получилось её зацепить. Немного странный фильм, концовка так вообще натянутая, как сова на глобус, вообще не к месту. Но как же я его обожаю!
Совсем другая Доронина - в "Мачехе". Её героиня Шура, хоть и задёрганная заботами, но вполне счастливая, живёт с мужем и детьми в совхозе. Внезапно на семью обрушивается новый ребёнок Света - с её мамой когда-то встречался муж Шуры, но о её рождении не знал. Жизнь Шуры идёт куда-то не туда. Тяжёлый фильм, но какая же Доронина в нём классная!
Последний, на сегодняшний день, фильм Татьяны Дорониной - "Валентин и Валентина" 1985-го года. В нём она сыграла маму героини Валентины, которую воплотила молоденькая Марина Зудина. Сюжет вечен и прост - два тинейджера друг друга любят, а эти гадкие взрослые ничего не понимают. Если честно, мамы - Доронина и Русланова - самое яркое явление в этом фильме.
После драматического раскола МХАТа в 1987 году возглавила МХАТ им. М. Горького, проведя театр через сложный период. В настоящее время является художественным руководителем и директором театра.
Написала книгу «Дневники Актрисы» о том, что значит для неё театр. Член Союза писателей России. Входит в состав Общественного совета при Следственном комитете Российской Федерации. Активную жизнь ведёт, честь ей и хвала.
79. Людмила Хитяева
Людмила Хитяева родилась в 1930-м году в Нижнем Новгороде. В 1952 году окончила Горьковское театральное училище и стала актрисой Горьковского театра драмы им. М. Горького. На театральной сцене её заметил известный писатель Анатолий Рыбаков и рекомендовал режиссёру киностудии им. М. Горького Исидору Анненскому, искавшему исполнительницу на главную роль в своем фильме «Екатерина Воронина», которая и стала её дебютом в кинематографе. Кстати, снимался этот фильм всё в том же Горьком. А с 1962 года Людмила Хитяева — актриса киностудии им. М. Горького.
"Екатерина Воронина" - экранизация романа Анатолия Рыбакова. И прекрасная экранизация, что случается редко. Хитяевой очень повезло с дебютом - не раскачивалась на эпизодах, а стартовала сразу с главной роли.
Почти сразу - "Тихий Дон". Хитяевой досталась роль Дарьи, жены Петра Мелехова. Очень драматичная книжная судьба ей досталась, но воплотила она её с достоинством и с размахом.
Поучаствовала и в другом фильме по Шолохову - "Поднятая целина". Сыграла там Лушку Нагульнову, она же Гликерия Никитична. В паре с Макаром Нагульновым (Евгений Матвеев) - пожалуй, одна из самых ярких пар в советском кино. Правда надо учитывать, что Лушка оказалась дамой с, такскть, заниженной планкой социальной ответственности, за что и была изгнана мужем из дома.
В 1962 году вышел фильм "Евдокия". Снимала Татьяна Лиознова и у неё получилась очень пронзительная история одной семьи. Если вкратце: Евдокия - мать-героиня. И рожать для этого необязательно.
И Солоха, конечно, Солоха. У меня есть крепкое убеждение, что Гоголь Солоху списывал с Хитяевой. Не знаю, каким макаром, но у него это отлично получилось. "Вечера на хуторе близ Диканьки" получились такими прекрасными засчёт Милляра и Хитяевой, как я считаю.
Восхитительный фильм "Стряпуха", где нос к носу сталкиваются две невыразимо прекрасные женщины - Хитяева и Светличная. Что одна, что другая - бабы резкие и спуску никому не дадут. Друг другу, в первую очередь.
В 1975-м году Хитяева приобщилась к сказкам, сыграв АНфису в фильме "Финист Ясный Сокол". Это она своего мужа Агафона сквозь землю провалила.
Да и вообще, как я думаю, по жизни немало она таких Агафонов попроваливала. От такого взгляда и хитрющей улыбки АГафоны должны сами проваливаться.
И напоминаю, что