История знаменитой картины полна парадоксами, давайте же углубимся в них.
Полотно Михаила Нестерова, написанное в 1889-90 годах — по его мнению, было главной картиной, созданной в его жизни. И, пожалуй, он прав: картина вошла в сокровищницу русского искусства. А вот несколько странных фактов о ней:
1) Имя главного героя на самом деле — не Варфоломей
Вообще факт тривиальный, но у многих он ускользает из памяти. Главный герой полотна — преподобный Сергий Радонежский, знаменитейший персонаж русской культуры и истории, основатель Троице-Сергиевой Лавры. Именно под этим именем он известен каждому. А "Варфоломей Кириллович" — это мирское имя, которое он носил до пострига в монахи примерно в двадцать лет. Поскольку картина изображает события до пострига, совершенно верно чисто формально, что она "про Варфоломея". Кстати, она входит в большой цикл Нестерова, посвященный Сергию (15 работ), и другие картины из него подписаны именно как "про Сергия".
2) Эта картина на самом деле про еду. Нет, про обучение грамоте
Запутала вас? Давайте обьясню подробно. Очевидно, что на полотне происходит какое-то чудо. А вот какое? Нестеров взял историю из жития св. Сергия. Мальчик родился в приличной семье, был сыном боярина. Его братья легко научились грамоте, а у Сергия наука все никак не шла. И вот однажды расстроенный отрок бродил по лугам, и увидел под дубом чудесного священника, подобного ангелу. Мальчик пожаловался ему на свою проблему. И пресвитер дал ему сьесть кусочек просфоры, и после этого предсказал, что Варфоломей с сего момента будет знать грамоту лучше своих братьев и других сверстников. Чудо!
3) Мальчик на картине — на самом деле девочка
Нестеров не сразу нашел проникновенный образ ребенка с огромными глазами, который задает все настроение картине. На первых эскизах Варфоломей выглядел совсем по-другому, намного более простецки.
Но однажды в окрестностях Абрамцево (пейзажи которого запечатлены на полотне) Нестерову встретилась девочка, больная чахоткой — болезнью которая заостряет черты лица, придает коже особенную бледность и заставляет глаза как-то по-нездешнему гореть. Именно ее внешность "со скорбно дышащим ртом" оказалась тем, чего недоставало мастеру.
Сам художник вспоминал об этом так: «Ее бледное, осунувшееся с голубыми жилками личико было моментами прекрасно. Я совершенно отождествлял это личико с моим будущим отроком Варфоломеем. У моей девочки не только было хорошо ее личико, но и ручки, такие худенькие, с нервно сжатыми пальчиками. Таким образом, я нашел не одно лицо Варфоломея, но и руки его». К сожалению, не известно, как звали эту девочку, и какой была ее дальнейшая судьба.
***
Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене! Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал, у меня всегда столь же весело и жизнерадостно.