Найти тему
КРЫЛЬЯ ИСТОРИИ

Кто первым в Твери "мёртвые петли" крутил. История первых покорителей неба 🔥😵🔥

Как известно, первую в мире "мёртвую петлю" продемонстрировал в Киеве русский военный лётчик поручик Пётр Нестеров.

Но популярным этот зрелищный элемент воздушного пилотажа сделали лётчики-спортсмены. До Первой мировой войны в 20 городах Российской империи петли демонстрировали известные русские авиаторы.

Жители Твери увидели это захватывающее зрелище летом 1914 года в исполнении...

🔥 ✈️ 🔥

Полеты хотя и назначены были в 5.30 часов вечера, но публика уже с 4 часов зашевелилась. С этого времени началось усиленное движение трамваев к Морозовской фабрике.

Очень многие целыми часами ждали свободных мест в трамваях.

За полчаса до полетов в городе почти не осталось ни одного извозчика, ни одного автомобиля, все были заняты.

Весь день, как на зло, бушевал сильный ветер.

Все Желтиково поле пестрело разношерстной публикой, любителей бесплатных зрелищ. Не ошибусь, если скажу, что их было более 10 тысяч человек.

На ипподроме платной публики было хоть и не так много, но все таки порядочно.

Часы показывают половину седьмого, но авиатора не видать ещё.

Виднеется вдали красивая изящная стрекоза «Блерио». Рядом копошатся два механика.

Тут и там слышны разговоры: «ну, в такую погоду едва ли авиатор полетит, ведь жизнь ему не надоела»…

Слышны и голоса скептиков: «ну скажите, пожалуйста, да разве он сумеет показать петли, в Москве я видал самого Пегу»…

Но вот приближается к аппарату молодой авиатор А.Е. Раевский, и не обращая внимания на сильные порывы ветра, садится, привязывая себя ремнями, раздается характерный звук пропеллера и через несколько секунд, авиатор плавно, легко подымается в высь.

Авиатор показал ряд красивых воздушных трюков – скольжение на крыле, и т.д. Зрелище очень красивое!!!

Авиатор Раевский на фоне винта самолёта "Блерио-11" с мотором "Анзани". Обратите внимание на ДВЕ пары очков. // Фото из архива автора.
Авиатор Раевский на фоне винта самолёта "Блерио-11" с мотором "Анзани". Обратите внимание на ДВЕ пары очков. // Фото из архива автора.

Минут через десять авиатор так же легко опустился на землю. Тут уже все начали аплодировать и скептики не видевшие первый раз в жизни воздушные трюки. От публики поднесены авиатору цветы.

Жутко было, когда авиатор поднявшись второй раз, проделывал «знаменитые «мёртвые петли». Многие из дам, увидав первую «мёртвую петлю», не смотрели больше на верх.

Снизу действительно жутко смотреть, как аппарат, хотя и на несколько секунд, кувыркается и принимает разные неестественные положения, по желанию авиатора.

Объявление о выступлениях А.Е. Раевского в Твери 22.06.1914 г.// Коллаж А.Лукьянова
Объявление о выступлениях А.Е. Раевского в Твери 22.06.1914 г.// Коллаж А.Лукьянова

Раевский кружился над ипподромом и даже вылетел за черту ипподрома…

Публика после полётов окружила авиатора, многие жали ему руки, благодарили за доставленное удовольствие. Расспрашивали, как он чувствовал себя там, на верху и т.д.

По словам авиатора, в этот полёт ему там, над землёй, было не особенно хорошо – дышать было трудно от дыма горевшего леса.

Весь вечер в Твери только и были разговоры, что о «мёртвых петлях».

С. Саргсянц. «Тверская газета», 1914 г.

После Твери, лётчик направился в Самару. Подробнее о выдающемся русском авиаторе, лётчике-инструкторе Всероссийского аэроклуба Александре Раевском и его воздушной акробатике читайте в статье "Мёртвые петли лётчика Раевского".

Спасибо за внимание! Ставьте 👍 и подписывайтесь на канал "Крылья Истории".