Этот город некогда был стратегическим пунктом первого государства на территории Персии — Элама. Об его величии можно судить по уникальной системе ирригации, дошедшей до наших времен.
Шуштер находится в провинции Хузестан, неподалеку от известного библейского места Сузы (Шушы), название которого дословно переводится как «больший, чем Сузы».
Город служил крепостью на Царской дороге, соединявшей столицу Элама Сузы со столицей империи Ахеменидов Персеполем.
С этим местом связано множество исторических событий: рядом с городом переправлялись войска Александра Македонского в 331 году до н.э.
Через город протекает самая полноводная река в Иране — Карун. В долине реки раскинулись плодородные земли, буйство зелени и видового состава пернатых просто поражает. Среди нас был специалист-орнитолог и только в черте города он насчитал более десятка редких экземляров.
А самой известной достопримечательностью Шуштера является Банд-э Кайсар (Дамба Цезаря) – арочный мост-дамба, входящий в комплекс древней ирригационной системы города, построенной пленными римскими легионерами. Согласно персидским источникам, это произошло после поражения римской армии императора Валериана.
При династии Сефевидов в Шуштере строятся Царские мельницы — еще один компонент ирригационной системы города. С этого периода сохранилось самое значительное архитектурное наследие: дворцы и мечети, а также кварталы с узенькими улочками и арочными проходами.
Но в XIX столетии начинается постепенный упадок города, потерявшего значение крупного сельскохозяйственного центра. Впоследствии, во времена шаха Мохаммеда Реза Пехлеви, предпринимались попытки возродить вокруг Шуштера хозяйственную активность, но они не увенчались успехом, а грянувшая Исламская Революция и Ирано-Иракская война и вовсе похоронили все надежды к возрождению города.
Нынешний облик города противоречив: большие развязки, пыльные улицы, много грязи и мусора. Очень хочется надеяться, что всё-таки местные жители вспомнят об историческом предназначении античных сооружений и оценят туристическую привлекательность своего города.
К слову, жители Шуштера говорят на особом диалекте персидского языка, так называемом «шуштари». А один из семи основных ладов азербайджанской традиционной музыки так и называется Шуштер.
Ну, а мы — белорусские туристы, не преминули разослать всем знакомым открытки с видами местных красот, тем самым увековечив в памяти местных работников почты существование такой страны как Беларусь и рассказав о нашей далекой родине!