В 1982 году музыкант ВИА «Самоцветы» Владимир Пресняков-старший и поэт Валерий Сауткин сочинили песню «Стоп, мистер Рейган». Тогда она произвела настоящий фурор: «Самоцветы», которые являлись авангардом «правильной» музыки в СССР, вдруг заиграли настоящий хард-рок.
«Новые веяния пошли: хард-рок, позже – металл, - так Владимир Пресняков-старший объясняет мотивы появления этого хита. - И мы стали сочинять песни в этих стилях.
Кроме того, Рейган тогда объявил, что начинает программу «Звездных войн», а еще он сказал про нашу страну, что мы – «Империя Зла». И мы с Валерой Сауткиным решили внести свой вклад в борьбу за мир и сочинили рок-композицию, в которой пелось о том, что пришельцы не узнали нашу Землю, на которой больше не было жизни:
«Отрадного мало в унылом пейзаже,
Планета в сугробах безжизненной сажи.
Здесь признаков жизни и разума нет.
Когда-то возможно, все было иначе,
Печально, но разум планетой утрачен.
На многие, многие тысячи лет.
Отметят посланцы далеких планет…»
Мы как бы спрашивали у американского президента: «Вы этого хотите, президент Рейган?»
Песня «Стоп, мистер Рейган» наделала тогда много шума не только у нас в стране, но и за рубежом. На базу ансамбля тотчас примчались американские журналисты, чтобы взять интервью по поводу этой песни. Они пытались дознаться, почему «Самоцветы» поют «Стоп, мистер Рейган», а не «Стоп, мистер Брежнев!»? Видимо, западные журналисты считали, что под зафузованные гитары нужно петь только о том, как плохо живется в Советском Союзе простому человеку...
«Но я об этой песне вспоминаю с улыбкой, - продолжает рассказ Владимир Пресняков-старший. - Да и тогда я относился к ней с юмором, ведь это было буквально по анекдоту, в котором рассказывалось, как американский журналист хвастался американской демократией. Он говорил: я вот могу выйти к Белому дому и сказать, что наш президент – дурак. А наш журналист отвечал: «И я тоже могу выйти на Красную площадь и сказать, что ваш президент – дурак». Вот и мы так себя вели».
Как это ни парадоксально, песня «Стоп, мистер Рейган» никогда официально в Советском Союзе не издавалась, впервые она вышла в свет в 1984 году на магнитоальбоме, который распространялся через подпольную сеть звукозаписи.
Владимир Марочкин