Китайские ученые утверждают, что совершили серьезный прорыв в технологии магнитного обнаружения (magnetic anomaly detector – МAD), который мог бы принести беспрецедентную точность в процесс поиска скрытых металлических объектов от минералов до подводных лодок. Китайская академия наук заявила в статье на своем веб-сайте, что «сверхпроводящая решетка для обнаружения магнитных аномалий» (superconductive magnetic anomaly detection array) была разработана в Шанхае и прошла проверку экспертной группой. Эксперты отметили, что устройство, работающее с самолетов, может быть использовано для точного определения местонахождения минералов, захороненных глубоко под землей, например, во Внутренней Монголии. Устройство также может быть использовано на гражданских и военных самолетах в качестве «высокопроизводительного оборудования и технического решения для картирования ресурсов, гражданского строительства, археологии и национальной обороны». По словам профессора Чжан Чжи, эксперта по дистанционному зондированию Института геофизики и геоматики Китайского университета геофизики в Ухане (провинция Хубэй), китайские военные в скором времени смогут принять данную технологию на вооружение. Профессор Чжан сказал, что технология может быть использована как для обнаружения залежей минералов на суше, так и для точного определения местонахождения подводных лодок в океане.
Начиная со Второй мировой войны, противолодочные самолеты оснащаются детекторами магнитных аномалий. Приборы отслеживают малые возмущения, которые металлические объекты вызывают у магнитного поля Земли, а специалисты анализируют полученные данные и используют сложные алгоритмы для расчета положения подводного объекта. Точные координаты положения искомого объекта часто трудно определить из-за того, что устойчивость магнитного сигнала быстро падает по мере того, как расстояние от источника увеличивается. Самолеты должны лететь низко, а подводная лодка должна идти достаточно близко к поверхности моря, чтобы прибор мог ее зарегистрировать. Мощность сигнала может быть уменьшена и другими факторами, например, если подводная лодка изготовлена из материалов с низкими ферромагнитными свойствами.
Ассистент-исследователя на кафедре микро/наноэлектроники Шанхайского университета Цзяотун (Department of Micro/Nano Electronics, Shanghai Jiaotong University) Лэй Чун, занятый изучением проблем MAD-технологии (MAD-technology), сказал, что китайское устройство отличается от обычных конструкций, по крайней мере, двумя особенностями. Первое – это большее количество зондов, чем у стандартного прибора. С помощью этого массива зондов он может собирать гораздо больше данных, чем традиционные детекторы, которые, как правило, используют только одну антенну. Второе – новые зонды использует сверхпроводящую компьютерную микросхему, охлаждаемую жидким азотом, что значительно увеличивает чувствительность прибора к сигналам которые были бы слишком слабы и не воспринимаются традиционными приборами.
Лэй сказал, что он удивлен появлением статьи. Обычно такого рода информация не раскрывается общественности из-за ее военной ценности. Сверхпроводящий массив MAD был разработан в течение четырех лет исследовательской группой во главе с профессором Се Сяомином из Шанхайского института микросистем и информационных технологий. Китайские исследовательские группы также недавно завершили разработку восьми других типов магнитных детекторов, некоторые из которых достаточно малы и чувствительны для использования на спутниках. В академии отметили, что из-за трудностей, связанных с разработкой такого оборудования, в большинстве стран, в том числе в США, его пока нет. Исключением является Германия. Несмотря на утверждения статьи, Лей заявил, что слишком рано говорить о том, лидирует ли Китай в мире MAD-технологий. «Американские военные, возможно, разработали аналогичное оборудование, но пока держат рот на замке», – сказал Лэй,. – «Поэтому невозможно сравнивать одну страну с другой по такой чувствительной технологии, основанной только на открытой информации. Преобразование детектора минералов в MAD для подводных лодок требует большой дополнительной работы. У военных пользователей очень разные требования к тем, кто работает в гражданском секторе».