На днях летел самолетом в Москву. Полет около трех часов, из которых почти четверть времени мы летали вокруг аэропорта. Очередь на посадку.
Ожидание вылета или посадки – распространенное явление для крупных аэропортов. Когда много самолетов одновременно подлетают к аэропорту, диспетчеры ставят их в очередь и заставляют кружить по определенным траекториям, ожидая посадку.
Несколько дней назад я летел в московский аэропорт Шереметьево. Дорога заняла около двух часов. Я обрадовался, когда нас предупредили о снижении, а в окне показались огни Москвы. Оказалось, рано радовался. Мы пролетели над аэропортом на довольно большой высоте, а потом улетели сильно в сторону области и минут 30-40 ожидали посадки.
Этому полету предшествовало длинное путешествие по Европе, где я перелетал между городами. На большем территории ЕС полно небольших аэропортов. А это значит, что очередей на взлет и посадку там нет.
Конечно, составляя расписание рейсов, аэропорты стараются равномерно распределить их в течение дня, но все равно бывают часы, когда самолетов слишком много. Особенно в московском аэропорту «Шереметьево», где обслуживаются «Аэрофлот», Nordwind и еще несколько авиакомпаний.
Я летел и думал – интересно, сколько горючего сжигает самолет впустую, тупо ожидая своей очереди на посадку. А ведь в Шереметьево скоро будет еще хуже – туда переводят авиакомпанию «Россия», а это значит, что пробки в небе вырастут. Доходит до абсурда. Недавно летели из Петербурга. Полет занял минут 40, еще полчаса летали вокруг аэропорта.
Это проблема не только Москвы, но и всего мира. Чуть полегче в тех аэропортах, где есть независимо работающие полосы, на которые могут садиться самолеты, не мешая друг другу.
Какой выход? Развивать малые аэропорты. Под Москвой недавно построили Жуковский, но туда не идут авиакомпании – пассажиру слишком неудобно добираться, до аэропорта нет прямой электрички. А как по мне – так лучше проехать на автобусе, чем «стоять» в небесной «пробке», а потом толпиться в терминале.
Мнение пилота
А вот что недавно написал в своем блоге пилот «Победы» Алексей Кочемасов.
«Довольно утомительные рейсы. Внуково – Екатеринбург – Краснодар – Внуково. И дело даже не в посадках и погоде, просо рейсы ночные. Вылет в 23.55 из Москвы и возврат в 09.15. Плюс утренняя, традиционная пробка над Москвой, которая неминуемо приводит к зоне ожидания и такому уже привычному: «Победа 160 сохраняйте эшелон 120, следуйте по схеме 5romio и гасите скорость 190 узлов, ваш номер 9 на посадку».