Моя встреча с пастором церкви адвентистов седьмого дня прошла в необычном для религиозной общины месте. Это был не молельный дом или церковь, а общежитие медицинского университета. И это не случайно. Адвентисты седьмого дня славятся своим трепетным отношением к здоровью и пропагандой здорового образа жизни.
В тот день в методическом кабинете общежития собралось 15 молодых ребят, объеденных одной целью — ЗОЖ! В рамках инициативы ADRA проходил тренинг. Молодые агитаторы здорового образа жизни тренировались доносить информацию о вреде курения, алкоголя, абортов и т.д. до школьников. После тренингов планируется агит-работа в школах.
Но обо всем по порядку.
Моим собеседником был пастор одной из минских адвентистких церквей, а по совместительство директор белорусского отделения ADRA - Андрей Кацал.
Из интервью вы узнаете:
- Что такое адвентизм седьмого дня
- В чем сущность христианства
- Когда белорусы смогут отдохнуть в адвентистском санатории
- Что такое ADRA и зачем они ходят по школам
- Христианские агит-бригады
- Когда в Минске появились первые адвентисты
- Что такое Конференции и Дивизионы
- Почему для адвентистов СССР все еще жив
- Почему адвентисты не крестят детей
- Почему адвентисты не пьют кофе
- Служат ли адвентисты в армии?
- Кино от пастора
- И многое многое другое)
— Расскажите об Адвентизме седьмого дня
— Организация с таким именем, адвентисты седьмого дня, возникла еще в 1863 году. А на территории Беларуси мы уже больше ста лет. 110 лет. В свое время праздновали столетие. Эта деноминация протестантская. И ее отличительная особенность в том, что мы считаем святой день для поклонения Богу – седьмой. Как говорит закон Божий: «Шесть дней работай, а седьмой день Господу посвяти». И согласно Библии седьмым днем является суббота. У нас особенность такая.
Ну а адвентисты это от слова adventus. Это латинское слово означающее «ожидающий». Ожидающий пришествие Христа. И соблюдающий субботний день. Мы верим, что это является библейской истиной, которая идет еще от дней сотворения нашей Земли. Потому что за шесть дней Бог создал небо и землю, а в день шестой почил, отделил и благословил. И тем самым мы отмечаем памятник творения нашей земли и поклоняемся Творцу
– Суббота у адвентистов схожа с иудейским шабатом?
– Мы понимаем так, что суббота для человека, а не человек для субботы, – как говорит Христос. Если меня вынуждает сделать что-то в субботу какая-то экстренная ситуация я никогда не откажусь, не опущу руки и не скажу: «Увы, у меня суббота». Если есть необходимость сделать операцию, врачи идут и делают операцию. Если есть необходимость выехать и спасать людей, погибающих, то выезжают и спасают. Христос сам сказал: «Если овца упадет в субботу, неужели вы не поднимете ее?»
Поэтому здесь в разумных пределах нужно относиться… Но в тоже время Христос говорит что если можете сделать в другие дни – делайте, а седьмой день сделайте особым. День поклонения Богу, день который вы можете посвятить друг другу, посвятить своим родителям, своим друзьям и помочь ближним. Потому что сущность христианства это служение ближнему. Забота о нуждающихся. И в этом, наверное, и есть любовь к Богу. Она выражается в отношении к ближнему. Как ты относишься к ближнему, так ты относишься и к Богу. Потому что много можно говорить: «Я в Бога верю!» А в то же время если твоя жизнь это безразличие к людям, то грош цена твоей вере.
— Есть ли в Беларуси какие-либо адвентистские клиники?
— В Беларуси пока очень сложно с этим. Мы сейчас ведем открытие нескольких санаториев. Три санатория планируем открыть, буквально, в следующем году. Они оздоровительного плана. Такие санатории, созданные церковью, есть и в Украине, и в России. Сейчас мы работаем с тремя санаториями, чтобы открыть их и в Беларуси.
*Медицинские учреждения, созданные адвентистами седьмого дня, действуют во многих странах мира. Самый известный их них — Медицинский центр Университета города Лома Линда. Это учреждение с 1990 и по 2003 год было единственным местом, где проводилась протонная терапия онкологических заболеваний.
— Расскажите про инициативу ADRA?
— Я с 1995 года занимаюсь социальной работой и благотворительностью с разными общественными и социальными организациями. И то, что мы сейчас решили продолжить эту работу (в рамках ADRA – примечание автора) это не ново. Потому что в свое время мы прошли 115 учебных заведений здесь в Минске и охватили 13 000 студентов и школьников этим проектом. Просто сейчас мы хотим восстановить его. Потому что обратилась и Инспекция по делам несовершеннолетних нашего города с просьбой поддержать этот проект. Мы весной этого года (2017) провели несколько вступительных мероприятий в школах. И здесь были – в медуниверситете. Встречались с администрацией, со студентами. И это вылилось в продолжение. Вот эта встреча – вторая. В ближайшее время, думаю, проведем еще один тренинг. И потом подключим всех, чтобы по группам работать в учебных заведениях.
ADRA это Адвентистское агентство помощи и развития. Оно имеет представительство в 138 странах. Мы являемся организацией, которая юридически зарегистрирована в Республике Беларусь. И деятельность организации направлена, в том числе, на образование и здравоохранение, помощь в кризисных ситуациях, общественную продуктовую безопасность.
— Сколько в Беларуси адвентистов?
— В Беларуси около 70-ти церквей
— А численность прихожан?
— У меня 75 человек. В каких-то церквях 150, где-то 200, где-то 400 человек.
— Расскажите о вашем сотрудничестве с другими религиозными конфессиями
— Есть хороший проект «Рождественское дитя» в рамках миссии «Самаритянский кошелек». И многие знают этот проект по тем рождественским подаркам, которые приходят в нашу страну. Он действует с 1996 года. И этот проект объединяет все конфессии: католическая церковь, православная церковь, протестантская церковь. И в этом проекте мы тесно сотрудничаем со всеми церквями. Мы встречаемся, обсуждаем программы, направленные на поддержку тех или иных категорий людей, семей, детей по всей Беларуси.
И в этом плане у нас нет какой-то стены во взаимоотношениях. Когда-то мы решили вместе поехать отремонтировать детский дом. Собрались несколько конфессий вместе такой агитбригадой, выехали и сделали. Подарили то, что могли. И это так объединяет! Одно видение, одна цель. Надеюсь, что дальше это будет еще теснее.
Я общаюсь с многими православными священниками. И мы находим общий язык, когда общаемся по-христиански, а не как «защитники своей веры». Ведь в противном случае и Христа не видно за такой «защитой».
Христианство это, прежде всего отношение: искреннее, сердечное, доброе. Взаимоуважение, это и есть, прежде всего, христианство. И я бы хотел отметить именно эту ценность христианства.
— Когда адвентисты попали в Беларусь?
— В Минске, насколько я знаю, первая община была зарегистрирована в 1904 году.
— Расскажите об иерархии в вашей церкви
— Хочу сказать, что всех руководителей избирают представители церкви. То есть они не назначаются сверху, а избираются. Люди, прихожане собираются и выдвигают людей, как представителей своих групп. Они выезжают на съезд, где выбирают руководителей.
Сегодня в Беларуси у нас есть Белорусская Конференция, в которой есть руководитель, административный комитет, исполнительный комитет. Эта Конференция управляет всеми белорусскими церквями.
Бывший Советский Союз так и не распался в плане наших церквей, потому что мы остались в таком же взаимодействии и отношениях, как и было когда-то при Советском Союзе. Это называется у нас — Евро-Азиатский Дивизион.
Весь мир делиться на отдельные Дивизионы, которые подчиняются Генеральной Конференции. Она состоит из людей, которые избираются из разных Дивизионов. Раз в 5 лет проходит съезд, который вырабатывает направления и видения.
— Как стать пастором?
— Хочу сказать, что это призвание. Когда-то я работал автослесарем и посещал церковь. Но однажды ко мне приехали и спросили: «Андрей, не желаешь ли поехать учиться на служителя?» И внутри я почувствовал побуждение, что это призвание от Бога. И тогда я сделал свой выбор. Мне тогда было 22 года. Я уехал в Россию. У нас в Тульской области есть Заокская духовная академия.
В свое время я учился на интенсивных пасторских курсах. А потом уже получил богословское образование — бакалавр богословия. Потом получил магистерское образование.
— Сколько длится обучение?
– Я не учился в стационаре. Я обучался все время как практикующий пастор. Заочно. Образование идет 5 лет — духовный бакалавр. Потом ты можешь добрать недостающие «кредиты» по магистерской программе: 3 года.
— Как стать адвентистом?
— Человек подает заявление, что желает заключить завет с Богом, принять крещение и стать членом церкви. У нас двери церкви открыты для всех людей, которые приходят.
— Если человек уже крещен в православие или католичество, то нужно ли ему заново креститься у вас?
— Вопрос в том, что крещение, которое происходит в нашей церкви это полное погружение в воду во взрослом состоянии, в сознательном возрасте. По примеру Иоанна Крестителя, который крестил Иисуса. Иисус, когда крестился, ему было 30 лет. И сказано, что крещение это полное погружение под воду. Поэтому мы видим, что это история и многие века поддерживали (ранние христиане – примечание автора) именно эту традицию. И многие церкви сегодня придерживаются именно этого принципа крещения.
У нас нет крещения детей. Мы детей благословляем. Как и Иисуса-младенца принесли Мария и Иосиф, и Симеон взял на руки и благословил дитя, точно также и мы совершаем благодарение Богу за это дитя. И как бы поручаем под Божье руководство это дитя.
Человек в сознательном возрасте принимает решение заключить завет Богом. Как сказано: «Идите и научите все народы, крестя их». То есть прежде чем крестить, нужно научить. Это осознанное решение человека. И конечно, тот возраст, когда человек может принять осознанное крещение это и есть возраст для крещения.
— Адвентизм это, в том числе, и здоровый образ жизни. Негативное отношение к наркотикам, табаку и алкоголю – это понятно. Но я слышал, что адвентисты также негативно относятся и к кофеиносодержащим напиткам.
— В принципе категоричности в этом вопросе нет. Мол, запрещено! Но в этом есть рекомендация, что это лучше. Лучше видеть реальность, лучше не употреблять кофеиносодержащие напитки. И Минздрав скажет, что это лучше. Потому что это разумно.
Хотя, может быть, немало людей в церкви, которые употребляют кофе. Но никто их не исключает из церкви за то, что они это делают. А кто-то употребляет мясо и никто их не исключает.
Что касается курильщиков. Я хочу сказать что, если человек приходит к Богу, то Бог помогает освободиться от зависимости. Бог освобождает. Но никто не ставит стену, если ты куришь. Никто не запрещает тебе приходить в церковь. Если ты употребляешь алкоголь, то никто тебе не закроет дверь. Потому что Бог говорит: «Придите ко мне все, какие вы есть, и я освобожу вас».
Мы приходим к Богу, чтобы он сделал нас свободными. Свободными от греха. Грех это то, что разрушает жизнь. И Бог освобождает, когда мы находимся с ним, молимся, проводим работу и служение.
— А какое отношение у вас к вейпу?
— Мы приравниваем электронные сигареты к обычным. Мы проводили акцию, в прошлом году «Меняем сигарету на конфету». Мы ходили по учебным заведениям, по колледжам. И было приятно видеть, как многие ребята высыпали насвай, выливали жидкости.
— Адвентисты приветствуют вегетарианство. А как насчет веганства?
— Я знаю многих людей из церкви, которые веганы. Чисто веганы. Но, конечно, веганство сегодня это не просто. Потому что веганы употребляют определенные витамины, для того чтобы поддерживать организм.
— Адвентисты стоят на принципах пацифизма. Как вы относитесь к службе в армии?
— На данный момент, если мой сын будет отказываться идти в армию, я буду его просить: «Сын, пойди в армию!» Я сам служил в армии, мои братья служили. Конечно, по моим убеждениям, я не брал в руки оружие. Но отслужил полностью весь свой армейский срок. Мой старший брат в десанте служил.
Есть хороший фильм про Десмонда Досса – «По соображениям совести». Он в Минске недавно прокручивался. И этот фильм выиграл несколько Оскаров. Советую посмотреть это фильм.
Он рассказывает об одном адвентисте, который пошел на войну в качестве санитара. Но все его старались отстранить из-за того, что он не брал в руки оружие. Но в итоге он получил орден от президента Америки за мужество, проявленное на войне.
Сам я много лет провел в капелланском направлении. Мои друзья капелланы в разных странах совершают служения в армиях, и даже во время военных действий. И я думаю, что верующие люди могут выполнять ту роль, которая актуальна и в мирное и в военное время. И эта роль не меньшая чем просто брать оружие.
— Есть ли в Беларуси какое-то негативное отношение к адвентистам?
— В Беларуси, в принципе, доброжелательная атмосфера. И в плане Комитета по делам религии. Нет какой-то такой привилегированности одной конфессии, которой бы отдавало предпочтение руководство, в том числе и президент. И каждый, вне зависимости от того что он исповедует, может свободно и открыто… Я говорю о зарегистрированных в Республике Беларусь организациях. Они могут свободно исповедовать свои взгляды. И в этом я вижу благословение для Беларуси.
Это все по милости Божьей. И мы молимся, чтобы такая толерантная позиция оставалась и дальше в нашей стране. Потому что мы видим как некоторые проблемы возникают в России, связанные с определенными движениями. Но мы верим, что свобода выбора, свобода совести это нечто святое. И это должно уважаться теми, кто управляет страной и отвечает за мир и спокойствие в стране. Потому что если идет какое-то доминирование одной конфессии… Мы можем вспомнить Средневековье, вспомнить ту историю, когда более 108 миллионов людей погибло за веру в Бога. И от руки, прежде всего, верующих людей. И это страшно. Это и крестовые походы, это и костры, это и уничтожение – и это все доминирование какой-то одной конфессии над другой. Потому что то, что внутри сердца нельзя изменить законом, нельзя изменить административными мерами.
— Как вы относитесь к абортам?
— За исключением медицинских показаний – против. Потому что мы верим что жизнь – это дар Божий. И в случайности мы не верим. Все мы появились по Божьему замыслу.
— Как вы относитесь к гомосексуализму?
— Негативно. Негативно, однозначно. Но в тоже время уважаем выбор человека вне зависимости от его взглядов. Но об этом (о гомосексуализме – примечание автора) говорит Библия, что это грех.
— Как вы относитесь к смертной казни?
— Этот вопрос, конечно, сложный. Написано: «Не убей». Но Бог является судьей. Я может быть душой против, но (долгая пауза) доверяю этот вопрос в руки Бога.
Я бы, конечно, заменил смертную казнь пожизненным заключением. Я 15 лет активно работал по тюремным камерам, колониям. Встречался и с пожизненно заключенными, общался. И хочется верить в перемены людей.
— Как вы относитесь к эвтаназии?
— (долгая пауза) Я как-то не задумывался над этим вопросом. Но я, наверное, против. Я бы позволил до конца помочь человеку, насколько это возможно. Но я далеко не судья тем людям, которые помогают человеку перестать мучиться. Я не судья. Но лично я бы до конца помогал.
— Как вы относитесь к власти?
— Я не вмешиваюсь в политику. И это мой ответ. И церковь не вмешивается в политику. Мы верим, что Бог стоит выше всякой политики, и нет власти не от Бога. И мы молимся за власть, чтобы Господь руководил. У церкви другая задача, и эта задача направлена на служение обществу: на помощь, на поддержку.
Мы, как церковь, не вмешиваемся в какие-то политические программы, выборные программы. И в церквях никогда об этом не говорим. Это по всем церквям, я заявляю авторитетно, как служитель церкви, который знает и Беларусь, и Россию, и Украину в этом плане.
– Спасибо вам большое!
– Было очень приятно)