Найти тему
РЯБИНИН | ФОТОПУТЕШЕСТВИЯ

Получаем удовольствие от езды по песку на внедорожнике и не буксуем

Я люблю ездить по пескам на автомобиле и побывал во всех российских «песочницах», а закреплять навыки довелось в пустыне Гоби, где не было возможности сказать «я туда не поеду, а тут посижу», была легенда и надо было туда… без вариантов.

В моей «песчаной» истории были разные случаи: был разбитый в прыжке автомобиль, был переворот на крышу, ночевка в песках и ночные эвакуации, так что мне есть, о чем вам рассказать про езду по пескам и как получать от этого удовольствие, а не проблемы.

В России есть четыре места, где можно хорошо покататься по пескам: Кольский полуостров, Волгоградская область, Астраханская область и Республика Калмыкия. В Астраханской области наиболее известны бархан «Большой Брат» и «Африка». Мы же отправляемся на Африку двумя автомобилями с ребятами из Приднестровья, едущими на Памир.

-2

Первое что надо знать перед стартом в пески, даже если это недалеко от города как в случае с Астраханью, это безопасность. Убедитесь что у вас есть с собой запас воды на всех членов экипажа, а также теплая одежда. Два раза я ночевал в песках в моменты, когда ничто не обещало приключений и в обоих случаях штаны и куртка в рюкзаке спасли, а вот коллегам пришлось не сладко.

Второе что не стоит забывать, это снаряжение для автомобиля: хорошая лопата, автомобильный компрессор, по-возможности сенд-траки и рывковые (динамические) стропы, если едете двумя и более автомобилями. Если едете в один экипаж, то обязательно сенд-траки, хоть пластиковые, хоть гибкие, хоть алюминиевые. По моему опыту они способны выручить вас в большинстве ситуаций в песке.

-3

В этот раз на багажнике у меня лежало три китайских сенд-трака, которые мы уже не раз испытали, в ящике небольшая, но удобная лопата – что-то среднее между штыковой и совковой, а в кузове стационарно установлен компрессор Беркут Pro-24. Это серия «профи», что гарантирует работу в любых условиях, а компрессор можно ставить на открытом месте – он не боится воды и грязи.

-4

Первые километры после съезда с асфальта едем по грунтовке. Я был здесь месяц назад, но сильные ветра изменили ситуацию и там, где по своему треку я проезжал раньше спокойно, теперь большие барханы с высокими «балконами» и ехать напрямую опасно. Дальше включаем голову и готовимся к преодолению песков.

Для начала стравливаем давление в шинах. На моем пикапе Isuzu D-Max стоят шины Nokian RockProof, которые при давлении 1,2-1,4 атмосферы уже начинают плющиться, но еще не вызывают опасность разбортировки и благодаря усиленным боковинам неплохо держат езду по острым камням. Еще больше снижать давление стоит только в исключительных случаях и ехать аккуратно, не допуская пробуксовок и активного руления.

-5

За месяц до этого, точно в этом месте песок был довольно плотный и ездить по нему было просто. Во время нашего приезда песок превратился в сухую крупу и держал автомобиль очень плохо. Малейшая ошибка и ты начинаешь закапываться. Чтобы понять песок, достаточно походить по нему – чем сложнее вам ходить, тем сложнее будет ехать автомобилю.

-6

Для езды по пескам есть несколько основных правил:

1. Двигаться можно только туда, где вы видите рельеф или где прошли ногами и провели разведку. Если впереди пустота и вы не видите рельеф, есть опасность оказаться на высоком «балконе», с которого можно рухнуть вниз. После сильных ветров таких «балконов» или песчаных обрывов наметает очень много.

2. Если вы не видите, что впереди, а останавливаться уже поздно, то не вздумайте притормаживать. С «балкона» надо «прыгать», то есть, проходить с небольшой инерцией. При торможении передние колеса закапываются, автомобиль теряет инерцию и клюет носом, что при определенных факторах станет причиной переворота на крышу. Это я уже проверил на собственном опыте и однажды именно так кувыркнулся через капот. Не повторяйте.

-7

3. Если надо остановиться, делайте это на подъеме или лучше не спуске, но не останавливайтесь на вершине холма в горизонтальном положении. В случае стоянки на спуске, при начале движения вперед вам поможет сила тяжести и автомобилю будет легко тронуться. Если стоите в горку, то всегда сможете тронуться назад, так как вверх с вероятностью 99,9% не проедете. В случае стоянки на верху и ровно, велика вероятность увязнуть при начале движения.

4. Не стоит надеяться на электронику, а у большинства автомобилей, не имеющих внедорожных режимов, ESP лучше отключить. В песке нужна инерция, а в случае пробуксовки электроника задушит двигатель и вы потеряете ее. Если автомобиль имеет умные системы, то переключите их в режим «off-road»или «песок».

-8

5. Если ваш автомобиль имеет пониженную передачу, то лучше сразу перейти на нее, чем оказаться перед ситуацией, когда мощности окажется недостаточно для преодоления сложного участка. Для автомобилей без «понижайки» надо осторожнее выбирать маршрут и контролировать движение автомобиля.

-9

6. И наконец важное правило, которое действует на любом бездорожье: если автомобиль уже сел, то не надо газовать и закапываться еще больше – потом сложнее будет откапываться. Выйдите и осмотритесь, и лучше чуть-чуть копните лопатой, чтобы ехать дальше.

-10

Когда мы приехали в пески, в степи гулял очень сильный ветер, поднимавший сухой песок и устраивающий нам настоящую «пескоструйку». Очень хотелось поснимать с дрона, как Isuzu D-Max и Toyota Land Cruiser Prado катаются в песках, но пришлось довольствоваться только фото, а потом еще и чистить фотоаппарат от проникшего всюду песка.

-11

За покатушку в песках два раза засадили только Прадик. Один раз по причине неаккуратности – Костя притормозил на самой кромке бархана и, как водится, тут же застрял. Можно было копнуть или подложить сенд-трак, но стропой оказалось проще и быстрее. Круизеру хватило буквально одного легкого толчка, чтобы зацепиться за грунт и начать движение.

-12

Второй раз посадили Прадо выставляя его на бархан для съемки. Костя очень красиво проехал снося край «балкона», но для красоты решил встать не очень правильно и застрял. Зато какие получились фотографии буксующего Прадо. В одну машину не повторяйте это и не буксуйте, потом не откопаете, если нет второй машины и хорошей стропы, чтобы выдернуть плотно утонувший в песке автомобиль.

-13

В остальном езда по песку доставила удовольствие несмотря на ветер. Из-за высоких «балконов» часто проходили пешком там, где надо было проехать, но зато проехали без приключений. Закусили все это арбузом и отправились на солончак гулять по «снежной» долине.

-14

Кстати про солончаки – не надо заезжать в них на автомобиле. Некоторые неопытные товарищи хотели сделать красивое фото, а потом узнали, что под соляной коркой находится густое и вязкое месиво, из которого достать не всегда может и трактор. Хотя если хотите приключений, то... но я вам этого не советовал.

Астраханские пески были крайним пунктом первой части проекта ДзенПутешествие, но у меня еще есть несколько публикаций в запасе и конечно мы поедем во вторую часть, а куда... не знаем... это же Дзен.