29 подписчиков

Изборский пряник: ганзейский бренд, псковское чудо

828 прочитали

У всякого эксклюзивного явления всегда есть организатор – вдохновитель, волшебник, сказочник. В случае с изборским пряником им стала петербурженка Татьяна Мусатова, решившая, что бескрайние дали Изборска значительно ближе ее душе, чем дожди и каналы Питера. Сложный путь, которым прошла Таня до того момента, пока из задумки вырос региональный бренд, туристическая гордость, занял шесть лет, один развод и два переезда.

Как пряники ели, дарили да красили

Пряник сам по себе ну не такая уж необычная вещь: в каждой «Пятерочке» или «Дикси» лежит в прозрачной упаковке что-то такое тульское со сгущенкой или яблочным повидлом. Слепой печати, слегка помазанное белой глазурью и приторно-сладкое. Соседи-новгородцы гордятся своими пряниками, которые не так сладки, более красивы и даже медведи на них просматриваются. Рушане пекут пряники, добавляя в них имбирь. А уж многочисленные ремесленники, которые штампуют расписные московские, царские, новогодние и кружевные пряники, пряники с фотопечатью и росписью… Этих вообще не счесть. В Москве, к слову сказать, мастер-класс у именитой рукодельницы-пряничницы только по росписи печенюшек стоит пять тысяч рублей и занимает два рабочих дня.

  У всякого эксклюзивного явления всегда есть организатор – вдохновитель, волшебник, сказочник.

История пряника сама по себе занимательна. Шутка про то, что тульский пряник появился от того, что некий рабочий замечтался и сел на приготовленный женой бутерброд из черного хлеба с повидлом, конечно, никакой основы под собой не имеет. Так, пришло в чью-то веселую голову. Пряники же, как и пельмени, идут из глубины веков, облепленные и обсыпанные традициями как пасхальный кулич – веселым разноцветным горошком.

В обозримом прошлом пряники пекли еще римляне, используя для них только мед, и называя оные «паннус мелитус», собственно – медовые лепешки. Это приблизительно за 350 лет до Рождества Христова. В бельгийском городе Динан пряники изобрели наново, и этот рецепт, с множественными вариациями, начал гулять по миру. Самый известный пряник, наверное, немецкий лебкухен, который пекли на рождество. Вообще в пряничное тесто всегда сыпали огромное количество пряностей (пряник, да?), лили мед, клали цукаты и орехи – и удовольствие это было настолько не из дешевых, что сразу и на долгие столетия пряник стал символом праздника.

  У всякого эксклюзивного явления всегда есть организатор – вдохновитель, волшебник, сказочник.-2

Русские, как обычно, пошли своим путем: они не мед добавляли в тесто, а тесто в мед. Половина пряника была медом, остальное – ягоды, коренья, травы и собственно мука, причем ржаная. Появился этот кошмар кулинара в 9 веке, и был тогда в прянике укроп, перец, ваниль, гвоздика, тмин, мускат и еще полтора десятка наименований всякой экзотики. Сибиряки сыпали в тесто молотую сушеную черемуху и малину, так что аромат стоял волшебный: чуть позже для цвета тесто стали подкрашивать жженым сахаром. Даже дарить пряник было не стыдно, потому что был он произведением искусства. Дарить не стыдно – а есть жалко. Запомните эту мысль, мы к ней еще вернемся.
В общем, стали пряники весовыми очень скоро: чем больше пряник – тем весомее подарок, чем весомее подарок – тем больше уважение к человеку. Это приблизительно как бриллианты, только полезнее. Появились свои направления в пряникопечении: архангелогородские козули, вяземский, тульский, новгородский, городецкий и покровский пряники. Не поверите, но русские пряничные существовали в Париже, Берлине и Лондоне, и гордые англичане очень ценили переполненную специями выпечку – в таком-то климате. Кто не знает, в британской культуре есть свой аналог такой «специальной» выпечки – рождественский пудинг, но готовят его раз в год, а пряники русские в магазинах можно было покупать ежедневно, и они долго не портились.

Как пряники печь, и нужна ли для этого печь

Вообще, конечно, заголовок шуточный и печь нужна. Но и не только. Пряники изначально делились на три вида, и новых пока не придумали: резные, лепные и печатные. Резные пряники – самые простые, все мы их делали, и если под рукой нет металлической формы, можно нарезать круглых – стаканом. Помните козули из Архангельска – вот вам хороший пример. Лепные – это скульптура, иначе и не назовешь,

  У всякого эксклюзивного явления всегда есть организатор – вдохновитель, волшебник, сказочник.-3

Чем уникален изборский пряник? Он печатный, но тесто заварное (ферментированное), на карамели, сваренной в мастерской. Пряности используются отборные – и это не пустые слова: чтобы сохранить тонкий и острый вкус, гвоздику, перец, корицу и другие пряности мелю прямо в мастерской, на собственной мельнице. «Мусатовскую» глазурь раньше никто для пряников не использовал, да и метод поверхностного нанесения - новинка.

- Татьяна, а вы где-то выставлялись, подавали проект на гранты, конкурсы?

- Наш пряник - лучший сувенир в рамках проекта "Серебряное ожерелье России", 2018 год. Лучший гастрономический сувенир г. Пскова по итогам конкурса "Ганзейский сувенир" от ганзейского волонтерского движения. Лауреат местных конкурсов Дома Ремесел, г. Псков, лауреат конкурсов на фестивале "Мир Пряника" в Питере… Много всего.

Но все эти золотые блестки – результат долгого и упорного труда. До недавних пор мастерская у Татьяны была на печном отоплении, а печек в ней было три: дрова надо купить, привезти, напилить, наколоть. Это сейчас – на электрическом, отдельное здание, и дом рядом – с русской печью. Первые годы, пока не появились деньги на подержанный автомобиль, мастер сама возила пряники на продажу в Псков и Питер: зимой, с рюкзаком за спиной, забитым деликатесом собственной выделки, в холода и распутицу. Сейчас уже никто не верит, но начинался «Изборский пряник» именно так.

- Когда-то в 2012, мы впервые вышли с печатным пряников в люди на ярмарку в соседней деревне, - рассказывает Татьяна. - Тогда я даже не представляла, что таким образом возродится целая традиция ремесленного печатного пряника в Псковской области. И как-то все так удачно получилось, что руки не опустили, стали набирать обороты. Как только наш пряник стал известным, появились подделки. Три года подряд конкуренты называли свои попытки плагиата "Изборским пряником". Но нас это только подстегнуло к дальнейшим действиям и развитию. Вкус, кстати, практически не изменился с того времени, приобрел благородство за счет свежемолотых пряностей, карамели, долгой ферментации теста. Благодаря четкой разграммовке, добились стабильно одинакового вида и вкуса. Стараемся расти.

- В самом начале пути помогали люди, мы помним об этом. Помогал псковский туристический инфоцентр, приглашал на выставки и мероприятия в 2013-2015 годах. До сих пор дружим с тем составом. Помогали друзья из Изборска, обогревали меня у себя дома, замерзшую вусмерть в Изборске при торговле на туристической тропе. Один раз даже помог музей-заповедник Изборск, включил в праздничные масленичные гуляния в презентацию. Год "Изборский пряник" продавался в Блинной при музее. Потом резко прекратились отношения, когда мы выиграли конкурс как лучший сувенир "Серебряного ожерелья России". Помогает Торгово-промышленная палата, Центр поддержки предпринимательства. Но есть те, кто считают наш каторжный труд спекуляцией, ставят палки в колеса, считают, что мы - никто, открыто травят, имея доступ к административному аппарату. Но мы все равно растем из года в год и развиваем уже серьезный бренд, через который туристы в других городах узнают об Изборске и Пскове.

За то время, что Татьяна Мусатова – питерский художник по образованию - развивает бренд, она успела уже и развестись, и замуж выйти, переехать из Северной Столицы в изборскую глубинку, машину сменить и Ганзу очаровать. Кстати, про образование – не пустые слова: в активе Татьяны – филфак СПбГУ, работа управляющей про проектированию Античных залов в Новом Эрмитаже. Но это уже совершенно другая история.

  У всякого эксклюзивного явления всегда есть организатор – вдохновитель, волшебник, сказочник.-4

Сама Татьяна смеется: кто-то пустил слух, что она – богатая то ли профессорская, то ли генеральская дочка, которая от скуки купила хутор и лепит пряники как ребенок – песочные куличики:

- Сначала я пробовала шить, жить на что-то надо было, - рассказывает Татьяна Мусатова. – Потом поняла, что не то. И до сих пор сама и рисую эскизы, и глазурь делаю, и тесто, и специи мелю, все – от первого до последнего штриха. И нет, никаких богатых родителей за мной нет. Все сама.

Как псковичи в Рязань ездили и в Пскове кричали

Говоря о том, что есть у ремесленников недоброжелатели, Татьяна права: действительно, не рады прянику в некоторых домах и офисах, вопреки старинной русской поговорке. Слышали ли вы в псковских СМИ шум о том, как «Изборский пряник» на форуме древних русских городов был обласкан и принес славу Псковской области? Вот, буквально на днях, в середине августа 2018 года? Нет, ни слова. Будто журналисты договорились держать «омерту» - закон молчания, круговую поруку. Ни слова об изборском прянике, ни крошечки на тарелочку.

Татьяна Мусатова, хозяйка бренда и мастерица:
- Пять лет я стараюсь продвинуть бренд «Изборский пряник», но, благодаря отдельным личностям, прием получается с холодком. Очень рада, что приняла участие в Команде 2018 – к нам даже Гедиминас Таранда приезжал, и мы рассчитываем, что этот проект Михаила Ведерникова даст импульс к новому развитию.пряника как ремесла Псковской области. Наши неизменные партнеры – ТПП, ЦПП, центр туризма… много хороших людей и организаций протягивают руку помощи. Одним нам бы очень трудно было, а ведь есть мечты.

И добавляет:

- Цех хочется. Мастерская уже не справляется, и не через пятнадцать лет, а сейчас. И магазинчик в Кроме, чтобы достойно можно было представлять товар, бренд региона.

Послушав Татьяну, мы подумали, что ситуация не нова: есть бренды привечаемые, так или иначе связанные с редакциями СМИ, некоторыми чиновниками от культуры, укоренившимися в регионе семейными, профессиональными и дружескими связями. А есть бренды новые, головы ни перед кем не склоняющие, смело входящие на рынок со своим видением. В туризме это особенно остро заметно. Уж не в такую ли ловушку угодил «Изборский пряник»: в ножки не поклонился, к ручке не приложился да дорожку перешел? И чем объяснить тотальное нежелание наших коллег рассказывать о королевских пряниках Мусатовой – пряниках, которые и зарубежным делегациям дарить не стыдно, и туристам продавать, да и регион от этого только в плюсе? Скажем так: мы нашли одну псковскую фирму, которая делает почти то же самое, и это – откровенный плагиат, хороший повтор – но повтор, беззастенчивая калька. Но она – в фаворе, дальше рассказывать, мы думаем, даже и не стоит.

  У всякого эксклюзивного явления всегда есть организатор – вдохновитель, волшебник, сказочник.-5

Удивительно, что псковичи – уж шестой год пошел – все никак разглядеть не могут и решить: писать об изборском прянике иль не писать? Или лучше по проторенной дорожке пойти, про клещей поведать или о ремонте дорог? Иной причины корреспонденту «Скобарии» даже сами коллеги озвучить не смогли.

Помимо пряничных домиков у Татьяны Мусатовой планы и другого характера есть, например, проложить тропу по изборским рекам на лодках-долбленках для туристов, построить причал. Здесь тебе и гастрономический туризм, и история, и природа края… Но, как и с пряником, пока все складывается не так радостно, как хотелось бы: работа у Татьяны творческая, требует постоянного развития и расширения, и на новые направления не так уж много времени остается…

Информационный портал «Скобария» официально заявляет о готовности поддерживать «Изборский пряник» - один из лучших и уже известных брендов Псковской области. Одним из немногих, достойно представляющих регион на ганзейском уровне. Давайте гордится тем, что у нас есть. И помогать тем, кто не сидит на месте.

Фото Татьяны Мусатовой и из социальных сетей