Найти в Дзене
Huawei Беларусь

Приложения меняют мир - Развитие экосистем мобильных приложений

Оглавление

Автор: Шон Нь (Sean Ng), Директор по маркетингу решений, Южно-тихоокеанский регион, Huawei.

Приложения меняют мир, но они представляют собой лишь вершину айсберга в той революции программного обеспечения, которая разворачивается в телекоммуникациях. Тому, кто хочет оказаться среди лидеров этой революции, необходимо учитывать все аспекты экосистемы программного обеспечения / приложений, а не только те, которые регулярно становятся темой новостей.

Влияние экосистем приложений и ПО на мобильную отрасль можно без натяжки назвать ошеломительным. За последние два года приложения перевернули бизнес производителей мобильных телефонов с ног на голову. Владеющие сильными программными экосистемами игроки, такие как Apple и Google, заменили наиболее слабых представителей старой гвардии в таблице лидеров первой пятерки производителей телефонов по объему продаж.

Однако общая доля рынка, принадлежащая пяти ведущим OEM-производителям телефонов, меньше чем за два года сократилась с 80% до менее чем 60%, поскольку Apple штурмовал рынок премиальных смартфонов, а модульные платформы от Google и MediaTek позволили десяткам низкорентабельных компаний-сборщиков захватить примерно 30% глобального рынка мобильных телефонов.

Программное обеспечение тоже во многих отношениях разрушило привычный мир сетевых операторов. Сегодня инновации в ПО опережают сетевые инновации как минимум в пять раз. Выход на рынок для разработчиков приложений нередко занимает от трех до шести месяцев, тогда как для оператора срок запуска новой услуги составляет от 18 до 24 месяцев. Иными словами, инновации вне сферы ПО стали невозможны.

Любую такую инновацию опередят и оттеснят на обочину более проворные и гибкие игроки в области ПО. Наиболее крупные из них добились выигрыша за счет самих сетевых операторов, которые финансировали их выход на мобильный рынок: подавляющее большинство моделей Android-телефонов спонсировалось операторами, желающими привлечь новых абонентов, а большинство айфонов субсидируются в рамках годового или двухлетнего контракта. Это те же самые игроки в области ПО, которые теперь конкурируют с услугами операторов и покушаются на давно занятые ими позиции, включая услуги поиска местоположения, биллинг, обнаружение сервисов и аутентификацию.

По мере того, как телеком компании поневоле вовлекаются в эру программного обеспечения, сетевые операторы и OEM-производители телефонов должны стать платформами (средой) для инноваций разработчиков. Операторам также необходимо перестроить свои стратегии в соответствии с правилами экономики ПО.

Экономика ПО

Единственным серьезным сюрпризом, который ПО принесло в мобильную индустрию, стало изменение экономики — экономия за счет масштаба переместилась от предложения к спросу.

Индустрия мобильной связи была построена с нуля на базе экономии за счет масштаба на стороне предложения; миллиардные инвестиции поставщиков мобильных телефонов создали производственных тяжеловесов, лишь немногие из которых способны существенно снизить затраты на поставки и производство. Экономия за счет масштаба на стороне предложения основана на том очевидном факте, что чем больше компания, тем ниже издержки; чем ниже цены, тем больше продажи.

Новшество, которое появилось с приходом ПО — в том, что экономия за счет масштаба переместилась на сторону спроса. Эта экономия, известная также как сетевой эффект, создается спросом (количеством пользователей или разработчиков программной платформы). Классическим примером сетевого эффекта является телефонная сеть, где полезность сети возрастает по мере увеличения ее размера. C ростом числа пользователей повышается полезность сети для пользователей.

Гонка платформ

Гонка платформ в области смартфонов не сразу стала такой напряженной. На протяжении двух лет iOS и Android на равных покоряют пользователей, промышленные бренды и мобильных разработчиков.

Мобильный Интернет непрерывно наступает, что выражается во внимании со стороны разработчиков и шуме в СМИ. Однако HTML-приложения не могут конкурировать с нативными платформами с точки зрения пользовательского опыта или глубины досягаемости API, а Java с его нарушенным обещанием "однажды-созданный-работает-повсюду" быстро исчезает из повестки дня разработчиков мобильных приложений, которая ориентирована на смартфоны (и совершенно определенно не на традиционные мобильные телефоны, несмотря на преимущества Java для последних).

Так или иначе, гонка платформ усилилась и ускорилась. Тем не менее, несмотря на всю эту шумиху в отрасли, не существует точных данных о том, в какой мере мобильные платформы пользуются благосклонностью или испытывают неодобрение со стороны разработчиков.

Не ограничиваться стереотипами

Операторы связи, OEM-производители мобильных телефонов и потребительские бренды часто используют термин "разработчик" как ярлык для обозначения любого человека, создающего мобильные приложения, будь то любитель или же программист из одной из компаний Fortune 500. Однако в современном мире, где инноваторами мобильной связи в первую очередь выступают разработчики, мы должны более четко определить для себя, кого именно мы относим к этой группе.

Разработчики могут классифицироваться по географическому признаку, по используемой платформе и критерию ее выбора, а также по уровню опыта, категории приложений или обслуживаемой вертикальной отрасли. Другими словами, сегментирование разработчиков ничуть не проще, чем сегментирование потребителей.

Однако вне независимости от используемых характеристик или измерений следует признать, что существует несколько типов разработчиков: от любителей и студентов до стартапов, индивидуальных предпринимателей, подрядчиков, цифровых агентств, системных интеграторов, а также тех, кто работает в рамках существующих компаний, развивая приложения B2B или B2C. Все они имеют различные стимулы, стремления, приоритеты, потребности и желания.

Категории приложений

Разработчики фокусируют свою деятельность на различных категориях приложений в зависимости от своей базовой платформы. Бизнес-приложения особенно популярны среди разработчиков Windows Phone, но в той же мере непопулярны среди разработчиков Android, а развлекательные приложения популярны среди разработчиков iOS и Qt. Игры пользуются популярностью среди разработчиков Qt и Java, но редко пользуются вниманием разработчиков мобильных сайтов и Windows Phone.

Такая диверсификация означает, что производители платформ должны сами позаботиться о своих уязвимых местах – с точки зрения тех категорий приложений, где разработчики менее активны. В то же время операторам следует привлекать правильных разработчиков для своих портфелей услуг. При этом разработчики смогут добиться признания на пока еще недостаточно насыщенных нишевых рынках.

Путь разработчика

Жизненный цикл разработки приложения сложен. Это не просто переход между двумя состояниями, от идеи к готовому приложению. На современном глобальном рынке приложений процесс вывода идеи на рынок состоит из множества этапов, включая, среди множества прочих, планирование, разработку, отладку, создание форума поддержки, разработку тестовой среды, упаковку, ценообразование, опубликование, биллинг, маркетинг, отслеживание продаж, поддержку пользователей и обновление приложений.

Осмысление этого пути имеет решающее значение для производителей платформ, если они хотят составить для себя "карту" конкурентного ландшафта спроса и предложения и понять, как выделиться на фоне конкурентов. Путь разработчика состоит из шести элементов, образующих комплексную модель. Эта модель охватывает все возможные ключевые моменты, с некоторыми из которых, но не со всеми, сталкивается большинство разработчиков.

Планирование приложения – этап, на котором разработчик выбирает концепцию на начальных стадиях проектирования, прототипирования, выбора правильной платформы и целевых пользователей.

Разработка и отладка – этап трудоемкой работы по кодированию приложения, проектированию пользовательского интерфейса, тестированию и портированию. Именно на этот этап ориентирована сегодня большая часть программ для разработчиков.

Подготовка к выходу на рынок – часто недооцениваемый этап пути разработчика, на котором приложение готовится к опубликованию; включает в себя локализацию, упаковку, управление вариантами поставки, сертификацию и представление.

Распространение и монетизация – этап, связанный с магазинами приложений; включает в себя опубликование, заключение соглашений о биллинге и дистрибуции, а также получение доходов от продажи приложений, рекламы или из других источников.

Розничные продажи и обеспечение узнаваемости – этап, на котором приложение должно продвигаться по всем возможным каналам для привлечения внимания пользователей. В связи с насыщенностью рынка приложений и проблемами с узнаваемостью приложений розничная торговля является сегодня наиболее сложным этапом.

Пост-продажный период – на этом этапе разработчик должен отслеживать аналитику продаж и пользователей, обеспечивать поддержку пользователей и контролировать рейтинги, а также обновлять приложение для исправления ошибок и добавления новых функций.

Партнеры - необходимое условие

Программное обеспечение уже достаточно давно использует аппаратные средства как дойную корову индустрии высоких технологий, но операторы всегда были слишком медлительны, чтобы попасть в тренд. Для того, чтобы успешно конкурировать в более динамичном и конкурентном мире, они должны выйти из зоны комфорта и заняться инновациями, открывая свои сетевые возможности не только для разработчиков, но также для партнеров и пользователей. Не менее важно, чтобы операторы предоставляли свои базовые возможности для поставщиков услуг, предприятий, отрасли и OTT-сервисов с целью повышения инновационности своих продуктов, сокращения времени выхода на рынок и более эффективного использования инфраструктуры. Ключевую роль здесь играют поставщики каналов и услуг, которые связывают воедино каналы, клиентов и контент. Те, кто смогут опереться на все три составляющие, окажутся впереди.