Автор: Чжу Гуанпин (Zhu Guangping), научный сотрудник компании Huawei
Система поддержки операций/бизнеса (OSS/BSS) следующего поколения будет иметь мало общего с существующими системами OSS/BSS. Это будет скорее платформа, позволяющая операторам связи разрабатывать ориентированные на пользователей продукты и решения, а также обеспечивающая поддержку внутренней деятельности — то есть, инструмент, позволяющий операторам связи задействовать все свои возможности для улучшения экосистемы в целом. Такой инструмент можно назвать операционной средой оператора связи – Telco OS.
Появление фиксированных и мобильных широкополосных сетей привело к бурному развитию интернет-услуг — в настоящее время число подключенных пользователей превысило три миллиарда человек. Как когда-то системы водо- и электроснабжения, сегодня интернет-технологии стали неотъемлемой составляющей социальной инфраструктуры, радикально изменив многие аспекты жизни человека и производства. Но это только начало. Интеграция цифровых технологий в реальную жизнь становится еще более глубокой. ИКТ и Интернет стали движущей силой преобразований во всех областях жизнедеятельности. Для адаптации к изменению моделей потребления и восприятия пользователей всем компаниям и организациям необходимо реформироваться для внедрения цифровых технологий, и операторы связи здесь не являются исключением.
Современники эпохи цифровых технологий меняют привычные модели потребления
Операторам связи необходимо адаптировать свою деятельность к новым запросам потребителей. С момента создания сети Интернет прошло уже более двадцати лет. За это время выросло новое поколение молодежи (ровесников эпохи цифровых технологий), потребительские привычки которой серьезно отличаются от привычек их предшественников. Их предпочтения можно охарактеризовать с помощью модели ROADS («в реальном времени + по запросу + полностью онлайн + "сделай сам" + участие в сообществах»). Более того, они оказывают влияние и на старшее поколение, подталкивая членов своих семей к освоению цифровых технологий и обучая их использованию различных цифровых продуктов и приложений. Операторам связи необходимо адаптировать свою деятельность к изменениям поведения потребителей с учетом способов получения ими информации о телекоммуникационных продуктах и услугах, их приобретения, получения и использования, а также послепродажного обслуживания. Кроме того, им следует мыслить перспективно, осуществляя преобразования в соответствии с будущими бизнес-моделями и сетевыми архитектурами, включая технологии SDN, NFV и облачные сервисы. Новый пользовательский опыт, возникающий в связи с изменением моделей потребления и новыми услугами, заставляет телекоммуникационные компании трансформировать свою деятельность.
Модель ROADS содействует преобразованию систем OSS/BSS в Telco OS
Операционная среда нового поколения не является ни просто внутренней системой поддержки, ни онлайновым маркетинговым порталом. Это должна быть система, генерирующая ценности, которая станет связующим звеном как для операторов, клиентов и партнеров, так и для сетей, приложений и контента. С точки зрения клиента операционная среда нового поколения представляет собой подобие “интернет-магазина”, в котором можно приобрести телекоммуникационные продукты и услуги по модели ROADS. С точки зрения операторов связи система поддержки операционной деятельности следующего поколения будет представлять собой базовую платформу разработки, обеспечивающую интеграцию ресурсов оператора связи — включая сеть, ИТ-инфраструктуру, собственные и сторонние приложения и программное обеспечение, контент сторонних поставщиков и пользовательские данные — для предоставления продуктов и решений корпоративным клиентам и частным потребителям. Эта платформа помогает внутренним операционным подразделениям автоматизировать и оптимизировать свою работу, при этом открывая партнерам сетевые возможности посредством интерфейсов прикладного программирования (APIs). С точки зрения партнеров операционная среда следующего поколения является "каналом и платформой для индивидуальной настройки", где поставщики контента и разработчики программного обеспечения могут продавать свои продукты, а независимые поставщики программного обеспечения (ISV) и системные интеграторы (SI) могут использовать их для индивидуальной настройки и системной интеграции. Если объединить воедино все эти ингредиенты, то становится ясно, что операционная среда следующего поколения определенно не является ни традиционной системой поддержки операций (OSS), ни системой поддержки бизнеса (BSS). Это инструмент, который позволяет операторам связи создавать клиентоориентированные продукты и решения, а также организовывать внутренние процессы. Благодаря такой системе, которую мы называем "Telco OS", операторы связи смогут эффективно использовать все свои возможности для создания производственной цепочки.
Трансформация операционной деятельности в интеллектуальной автоматизированной инфраструктуре
Рассматривая систему поддержки операционной деятельности с точки зрения поведения и опыта конечных пользователей, мы выяснили, что причины многих проблем в организации операционной деятельности лежат в инфраструктуре. Многие телекоммуникационные компании не могут предоставлять своим клиентам интерактивные услуги по запросу в режиме реального времени, причем это связано не с недостатками систем OSS, а с отсутствием средств автоматизации и интеллектуальных возможностей в инфраструктуре их сети. Развертывание технологий SDN, NFV и облачных решений в ИТ-инфраструктуре предъявляет новые требования к системе поддержки операционной деятельности, но в то же время и облегчает ее трансформацию путем внедрения средств автоматизации и интеллектуальных возможностей. Автоматизация, облачные решения, масштабируемость инфраструктуры — без этого трансформация операторов и создание ROADS были бы невозможны. Трансформация инфраструктуры и трансформация операций взаимно дополняют и поддерживают друг друга. При проведении таких преобразований необходимы четкое планирование и учет пользовательского опыта.
Интернет принципиально изменил поведение пользователей и восприятие ими услуг. Поэтому нам необходимо пересмотреть подход к преобразованию операционной деятельности телекоммуникационных компаний и позиционированию систем поддержки операций. В сотрудничестве с партнерами по отрасли компания Huawei провела исследования по влиянию интернет-технологий на организацию сетей и передовые отраслевые методики. Мы активно ищем новые способы преобразования операционной деятельности. Посредством открытых технологий и архитектур мы готовы оказывать телекоммуникационным компаниям помощь в создании систем поддержки операционной деятельности следующего поколения, способных адаптироваться к изменению моделей поведения и пользовательского опыта, а также в создании систем поддержки разработки услуг и операционной деятельности и построении производственной цепочки.