Каких-то 20 лет назад автоматизация при подборе сотрудников ограничивалась только программами кадрового учета. Компьютер, выполняющий обязанности рекрутера, имел место разве что в грезах фантастов. Теперь же все это — реальность HR-отделов многих крупных компаний. Искусственный интеллект умеет анализировать десятки гигабайт текстовой, голосовой и видеоинформации о кандидате в секунду. Сопоставляя данные из резюме с требованиями вакансии, машина способна даже спрогнозировать эффективность того или иного кандидата, определять степень его пригодности для выполнения требуемых задач. Немаловажно и то, что при приеме на работу соискатель никоим образом не может оказать психологическое давление на виртуального рекрутера. Конечно, о полноценном HR-роботе речи пока не идет. Тем не менее уже можно выделить ряд наиболее значимых цифровых технологий рекрутинга.
Разговор с машиной
Самим по себе подбором сотрудников с помощью видеоинтервью уже никого не удивишь. А слышали ли Вы о том, что искусственный интеллект способен проводить такие собеседования без помощи человека? Программа не просто распознает голос и речь кандидата: она принимает во внимание тембр, изменение тона голоса, микромимику и выражение лица в целом. Лингвистический анализ всего сказанного тоже не представляет для компьютера проблемы. Компании не только могут оценить гибкие навыки соискателя, но и существенно сэкономить время, необходимое для личных встреч с кандидатами.
Такие технологии рекрутинга сегодня с успехом использует ряд крупных российских и зарубежных компаний («Альфа-Банк», «Сбербанк», «Билайн», Nike, Intel, Unilever и др.). Наиболее продвинутым HR-ботом на сегодняшний день является Mya. Она может не только оценивать кандидата, но и заносить в базу комментарии к его «карточке», вести календарь, назначать встречи. В России также есть свой робот-кадровик — «Вера» (мужская версия — «Ермил»). Он создан на основе самообучающейся нейронной цепи. Ему под силу обработка более 10 000 звонков одновременно, а также проведение аудио- и видеоинтервью. Возможности «Веры» уже оценили такие компании, как «Альфа-банк», «Пятерочка», «М.Видео» и др. С роботом уже пообщались более 30 тысяч кандидатов, что сэкономило около 200 человеко-часов в месяц.
Найти сотрудников в игре
Представьте себе, что на собеседовании Вам предложат… сыграть в компьютерную игру! Подобные кейсы уже имеются у Google, Marriot, Unilever, «Сбербанк» и др. Жанр игры может быть очень разным: от простого квиза «вопрос-ответ» до самого настоящего симулятора с проработанной графикой. Такая технология рекрутинга позволит работодателям оценить логическое мышление соискателя, подход к решению различных задач, склонность к риску, обучаемость, активность, а также иные качества, необходимые для работы. Около сотни параметров Вашей личности могут быть оценены через игру. На выходе грамотный HR-специалист может получить точный психологический портрет соискателя. «Игровой» метод оказывает наиболее эффективное содействие в подборе сотрудников из поколений Y и Z, поколений, которые с клавиатурой и джойстиком на «ты».