Ассирийский царь Ашшурбанипал, правивший в далеком VII в. до н.э. был первым в истории земли библиофилом. В его дворце в Ниневии была собрана огромная библиотека. Среди найденный археологами спустя более двух с половиной тысяч лет глиняных табличек, составлявших это собрание, был обнаружен «Энума Ану Энлиль» - огромный астрологический корпус. Древние астрологи занесли на таблички сем тысяч предсказаний более чем на тысячу лет вперед.
Именно Междуречье стало родиной астрологии. Ученые считают, что причиной этого стали три полных лунных затмения, которые последовательно предшествовали смене на престоле трех шумерских правителей в XXIII-XXII в. до н.э. Таким образом, астрология как сакральная наука имеет документированный возраст минимум 4 тысячи лет.
Много позднее астрологией занялись древние персы. Традиция приписывает увлечение этой наукой пророку Заратуштре. Священная персидская книга «Авеста» содержит астрологические сведения, необходимые для правильного отправления обрядов зороастризма. В VIII в. до н.э. в Месопотамии появился астрологический трактат «Мул-Апин», где впервые описывается зодиак как полоса 18 созвездий, расположенных на пути Луны.
Тем не менее, подлинного расцвета в Древнем мире астрология получила только в империи Ахеменидов, когда персидские маги восприняли достижения астрологов Междуречья. Примерно в это же время искусство составлять гороскопы вместе с персами проникло в Египет, Грецию и Индию.
С самого возникновения астрология была не просто сакральной наукой, но подлинным тайным знанием. Долгое время астрологи обслуживали только царя и его приближенных, а их предсказания, касавшиеся судеб государства, хранились в строгой тайне. Глава астрологов был первым советником царя, а его пост передавался по наследству от отца к сыну. Кроме того, астрология была неотделима от религии и использовалась в культовых целях.
Ситуация резко изменилась с развалом державы Ахеменидов под ударами Александра Македонского и началом эпохи эллинизма. Отныне услугами астрологов мог воспользоваться каждый, кто имел для этого достаточно средств. В это время астрология превратилась в стройную сакральную науку, в которой были стерты грани между научным астрономическим знанием, философией и религией. Огромную роль в этом сыграл Клавдий Птолемей, написавший трактат «Альмагест», в котором обобщил все астрономические достижения античного мира и Древнего востока.
Центром эллинистической астрологии равно как алхимии и других сакральных наук была Александрия. Именно отсюда ее заимствовали захватившие Египет арабы.
Утвердившись на престоле халифата, династия Аббасидов воспользовалась опытом своих предшественников и уделила астрологии самое пристальное внимание. Когда халиф аль-Мансур во 2 пол. VIII в. возводил свою новую столицу – круглый город Багдад, в планировке города принимали участие два крупнейших астролога своего времени перс Наубахт и еврей Маша'аллах. В центре Багдада находилась огромная круглая площадь с дворцом халифа, главной мечетью и казармами страны. Окружавшие ее кварталы, замкнутые между двумя кольцами городских стен, были поделены главными улицами с соответствии со знаками зодиака.
Интересно, что в то время само гороскопы были квадратными. Именно поэтому еще древние индийцы строили свои города в форме квадрата, где в варны селились по сторонам света. Брахманы всегда жили на севере, кшатрии - на востоке, вайшья - на юге и шудры - на западе. Таким образом, город являлся земной проекцией зодиака. Каждому из четырех концов города соответствовали фазы Солнца: северу - зимнее солнцестояние, востоку - весеннее равноденствие, югу - летнее солнцестояние, и западу - осеннее равноденствие. Кроме того, каждый из четырех кварталов соответствовал трем знакам зодиака. Эта традиция была известная и в Европе и в Передней Азии, и на Ближнем Востоке. Рассказывая в Откровении о Небесном Иерусалиме, Иоанн Богослов описал именно такую планировку. Тем не менее, аль-Мансур отказался от принципа квадрата, выстроив свой город в соответствии с круглым зодиаком.
Арабские астрологи совершили множество важных астрономических открытий. Так, ученый аль-Фазари, придумал астролябию. Кроме того, арабы дали имена всем крупных звездам северного полушария, которыми мы пользуемся и сегодня. Так, название второй по яркости на нашем небе звезды Вега (созвездие Лира) переводиться как «падающая». Ригель в созвездие Ориона, которую древние египтяне соотносили с Озирисом, переводиться как «нога». Расположенная в том же созвездии Бетельгейзе – «подмышка охотника», Хадар в созвездие Центавра – «колено», Альтаир в созвездие Орла – «летящее крыло», Альдебаран в Тельце – «последователь», Фомальгаут в Южной Рыбе – «хвост кита», Денеб в созвездии Лебедя– «хвост курицы» и Регул в созвездии Льва – «сердце льва».
Астрологические знания были настолько широко распространены, что попали даже в сказки «Тысячи и одной ночи». Входящая в этот корпус «Сказка о Таваддуд» подробно излагает основы арабской астрологии. Девушка Таваддуд рассказывает о свойствах семи известных арабам планет, значении лунных стоянок, излагает основные свойства знаков Зодиака, соответствие лунных стоянок знакам Зодиака, а дней недели – планетам.
Багдад не долго оставался центром исламской астрологии. Вскоре ведущая роль перешла к Испании, где захватившие свою страну арабы создали свой халифат. В Толедо были составлены знаменитые астрологические таблицы, которыми пользовались европейские ученые вплоть до XVI в. Затем на первое место вышел Каир. Правившие там мамлюкские султаны уделяли огромное внимание астрологии и астрономии, не принимая ни одного важного решения без совета со специалистами.