Найти в Дзене

Чем чревато отсутствие товара для торгового предприятия?

Вспомните себя, когда вы долго-долго выбираете товар в интерне-магазине, перемещаете его в корзину, начинаете заполнять платежные данные и вдруг видите сообщение, что товар у поставщика отсутствует, или, когда вы приходите в магазин для того, чтобы купить привычный для себя набор продуктов, и не видите на обычном месте вашего любимого чая или кофе. Эта ситуация, которая называется «out-of-stock» или «ситуация отсутствия ттовара», является, пожалуй, самой неприятной для производителя и продавца, поскольку они упускают прибыль. Кроме того, ситуация отсутствия товара наносит значительный урон потребительской лояльности. Ситуация отсутствия товара (Out-of-stock, stockout, OOS, СОТ) может быть описана как невозможность приобретения продукта потребителем в момент покупки. Это явление (out-of-stock) — то, с чем долгое время борются поставщики и магазины. Это явление, которое у хорошего торгового представителя сведено к минимуму. По данным исследования, которое было проведено в 2007 году, сред
Оглавление

Вспомните себя, когда вы долго-долго выбираете товар в интерне-магазине, перемещаете его в корзину, начинаете заполнять платежные данные и вдруг видите сообщение, что товар у поставщика отсутствует, или, когда вы приходите в магазин для того, чтобы купить привычный для себя набор продуктов, и не видите на обычном месте вашего любимого чая или кофе.

Эта ситуация, которая называется «out-of-stock» или «ситуация отсутствия ттовара», является, пожалуй, самой неприятной для производителя и продавца, поскольку они упускают прибыль. Кроме того, ситуация отсутствия товара наносит значительный урон потребительской лояльности.

Ситуация отсутствия товара (Out-of-stock, stockout, OOS, СОТ) может быть описана как невозможность приобретения продукта потребителем в момент покупки.

Это явление (out-of-stock) — то, с чем долгое время борются поставщики и магазины. Это явление, которое у хорошего торгового представителя сведено к минимуму.

По данным исследования, которое было проведено в 2007 году, средний уровень out-of-stock в мире составляет 8%, а это значит, что если вы пришли в магазин с перечнем из 13 наименований, то как минимум одно из них в продаже будет отсутствовать в связи с возникновением ситуации отсутствия товара.

В России, насколько мне известно, этот показатель около 12%.

Ситуация отсутствия товара это, когда:

  • Товар отсутствует и в местах выкладки в торговом зале, и на складе;
  • Товар отсутствует в местах выкладки в торговом зале, но есть на складе, но не может быть куплен (например, в данный момент в магазине происходит ревизия или переоценка);
  • Товар есть в торговом зале, но покупатель не может его найти (например, его переместили в другое место или заслонили конкуренты;
  • Товар есть в торговом зале, но покупатель не может его купить (например, товар отсутствует в торговой системе магазина).

Чем страшен out-of-stock?

  • Потеря прибыли: если существует OOS по конкретной позиции, то магазин/производитель просто не может получить у клиента деньги, которые тот готов потратить;
  • Потеря покупателя: если продукт отсутствует, покупатель может выбрать другой магазин/другого производителя.
  • Утрата лояльности к бренду/магазину: если товар отсутствует регулярно, покупатель может запросто сменить магазин или марку. Навсегда.

Как и все явления, out-of-stock обладает рядом характеристик:

  • Количество ситуаций отсутствия товара за период времени;
  • Количество одновременно возникших ситуаций отсутствия товара за период времени;
  • Длительность ситуации отсутствия товара;
  • Доступность продукта для потребителя (данный параметр напрямую зависит от того, как долго продолжалась ситуация отсутствия товара, чем выше показатель в п. 3, тем ниже доступность продукта);
  • Упущенные продажи: а) в штуках и б) в денежном выражении;
  • Количество клиентов, столкнувшихся с ситуацией отсутствия товара.

Причинами возникновения out-of-stock являются:

  • Ошибки, связанные с заведением продукта;
  • Ошибки, связанные с формированием заказа и инвентаризацией остатков;
  • Ошибки, связанные с прогнозом продаж;
  • Ошибки, связанные с пополнением остатков на полках и складах;
  • Ошибки, связанные с размещением на полках в торговом зале;
  • Ошибки, связанные с планограммами;
  • Ошибки, связанные с управлением конкретными SKU: a) «дыры» в выкладке; b) «невидимые» позиции; c) некорректные или отсутствующие ценники.

Как преодолевать ситуацию отсутствия товара?

Выясните причины:

  • определить SKU, по которым возникает out-of-stock;
  • определить время, когда возникает ситуация отсутствия товара;
  • определить влияние на OOS промо или OOS по другому SKU;
  • определить периодичность возникновения out-of-stock;

Предпринимайте меры:

  • Увеличьте объем или частоту заказа. Сформируйте «страховой» запас по наиболее продаваемым SKU;
  • Пересмотрите и при необходимости скорректируйте прогноз продаж;
  • Снизьте влияние человеческого фактора: перепроверьте результаты отчетов и ревизий (например, при расчете заказа вам попали складские остатки с «пересортом»);
  • Проверьте выкладку в торговом зале на соответствие планограмме, проверьте корректность ценников;