На полях моей статьи про группу Slade возникла интересная дискуссия - а что собственно такое рифф в рок-музыке? Вопрос не такой простой, как кажется, в том числе и из-за субъективности восприятия. Прежде всего, конечно, следует определиться в терминологии. Википедия, известная своей довольно верной фактологией, но не всегда справедливыми и объективными оценочными суждениями даёт совершенно неудовлетворительное (для меня) определение риффа, применительно к рок-музыке. Дело в том, что в статье википедии даётся определение просто риффа, причём с самого начала авторы статьи оперируют классическими терминами (остинато, рефрен, респонсорная структура, облигато), затем даётся абзац про средневековую классическую музыку и барокко. Потом первый абзац плавно перетекает во второй и раскрывается рифф в джазе на примере (о ужас) композиции Каунта Бейси One O’clock Jump, где в конце (на 2'22'' так в википедии, так и на видео) по мнению авторов абзаца звучат духовые риффы - три разных риффа контрапунктом (опять классический термин, обозначающий одновременное звучание двух разных мелодий, как правило гармоничное) . Можете сами убедиться на видео, к тому же послушать хороший биг-бэнд никогда не лишнее.
Ну и затем статья якобы плавно упоминает гитарные риффы в рок-музыке, которые якобы пришли туда из джаза. Как вишенка на торте там приведены в пример Deep Purple и Led Zeppelin с Кашмиром (и всё). Причём в конце написана страшная фраза: "Из джаза риффы перекочевали в некоторые формы рок-музыки, например, гитарные риффы (часто дублированные электроорганом) стали характерной чертой хард-рока в его реализации группой Deep Purple". (Выглядит всё так, будто Deep Purple взяли из джаза риффы и сделали их характерной чертой хард-рока).
Начну сразу с критики статьи из википедии. Авторы статьи зачем-то связали три совершенно разных приёма в трёх жанрах музыки не связанные ничем, кроме периодического рефрена - что вообще не новость в музыке в принципе.
Я полностью согласен с тем, что рефрен и остинато (это практически одно и то же, рефрен более расширенный термин остинато. Остинато это многократное повторение мелодической фразы) непременные спутники барочной музыки. Мало того, царь барочной музыки - И.С.Бах постоянно использовал эту фишку (простите за словечко), это своего рода марка барочной музыки. Но И.С.Бах одновременно был и королём контрапункта, от того его мелодические повторения в полифонии звучат просто божественно, поскольку он одну и ту же фразу повторяет в одной и той же тональности, но поднимает или опускает её на полтона-тон. Вообще, я много слушал и даже играл на фортепиано простые клавишные вещи Иоганна Себастьяна - прелюдии и фуги. Размышляя о том, почему его мелодии настолько просто играются обеими руками при всей кажущейся сложности восприятия, я подумал, что у Баха был математический склад ума и он без устали пробовал разные музыкальные модели, играл одни и те же мелодии в разных тональностях, поддерживал хроматические деления на октавы, написал с этой целью фактически научный труд "Хорошо темперированный клавир". Можно взять оттуда любую фугу на выбор, там будет упорное повторение фрагмента на разной высоте в одной тональности. Делал он это для наглядности применения хроматической системы в музыке
А вот это вот (а не джаз) имеет отношение к Deep Purple, конечно, но только в части клавишных вариаций от Джона Лорда, который, несомненно от Баха барочного периода взял очень много. включая структурное строение некоторых композиций. Но это никак не рифф в рок-музыкальном смысле, про который мы дискутировали.
Теперь оборотимся к джазу. Тот пример, который приведён в википедии действительно может служить примером риффа в роке. В упомянутой композиции One O’clock Jump в аранжировке Бейси духовая секция всю композицию ведёт рифф из четырёх нот. В статье совершенно зря, на мой взгляд, акцентируется внимание на контрапункте в конце пьесы. Там не три разных риффа, просто красивый финал пьесы, где одна группа духовых звучит в унисон с другой, рифф там всё тот же с вариациями. Но мне не пришло бы в голову, что элемент музыки биг-бендов послужил основой для риффов в хард-роке. Они может и схожи по форме, но не схожи по значению и содержанию. Я перебрал кучу всяких примеров риффов из рок-музыки в интернете типа "10 известных риффов" или "Самые лучшие риффы в истории музыки" и тд. Как правило, некоторые самые известные композиции пересекаются. Мне пришло в голову, что надо бы засечь пересечения, а потом разобрать каждый пример отдельно. Ну и сформулировать потом определение с вашей помощью, родить истину в споре, как говорится. Уже понятно, что к определению из википедии надо относиться с осторожностью и хорошо бы вообще разделить понятия риффа по жанрам, у них мало общего.
Больше всего меня привлекло, что во многих списках присутствует не Sunshine Of Your Love группы Cream, которую упорно и громко называют "первым в мире хард-роковым риффом", а более ранние I Can't Explane группы The Who и даже Day Tripper Битлз. Вот риффом из Day Tripper и закончим статью, а в следующей уже разберём риффы (из списков), начиная с начала 60-х. Десяти примеров вполне хватит. Жду ваших предложений, само собой