Найти тему

Три экранизации "Соляриса"

Оглавление

Продолжая вспоминать Лема в день его рождения, 12 сентября, продолжим про его знаковые книги.

Одна из самых популярных - конечно же, "Солярис".

Солярис. Картина Доминика Синьоре
Солярис. Картина Доминика Синьоре

1968: Телеверсия "Соляриса"

Лановой и Этуш.

Телефильм Бориса Ниренбурга и Лидии Ишимбаевой с участием актёров театра имени Евгения Вахтангова был снят по сценарию Николая Кемарского.

Нет спецэффектов. От слова "вообще". И минималистичные декорации. В конце концов, это телеспектакль. Зато ничто не мешает наслаждаться игрой актеров.

-2

Это - версия, наиболее близкая к книге (что заметно в сравнении с последующими).

В фильме сделан упор на чувства и переживания героев, их эмоции, с большим акцентом на лирическую (или даже романтическую) линию Криса и Хари. Кто-то даже назвал эту экранизацию женской версией "Соляриса".
-3

И стоит это посмотреть именно из-за того, как тонко переданы эти эмоции.

-4
-5
-6

Здесь, кажется, нет ни одного кадра, где лицо персонажа не отражало бы какой-то эмоции.

-7
-8
-9

Такого Василия Ланового и Владимира Этуша вы ни в одном другом фильме не увидите.

-10
-11
-12

1972: "Солярис" Тарковского

Донатас Банионис и... тоже никакого Океана

Фильм Тарковского стал классикой и получил множество наград, но.

Слово самому Лему:

«Солярис“ — это книга, из-за которой мы здорово поругались с Тарковским. Я просидел шесть недель в Москве, пока мы спорили о том, как делать фильм, потом обозвал его дураком и уехал домой... Тарковский в фильме хотел показать, что космос очень противен и неприятен, а вот на Земле — прекрасно. Я-то писал и думал совсем наоборот».
-13

Кроме того, фильм действительно получился слишком камерным (определение автора книги). Собственно океан там почти отсутствует.

-14

И еще раз слово - Лему:

«К этой экранизации я имею очень принципиальные претензии. Во-первых, мне бы хотелось увидеть планету Солярис, но, к сожалению, режиссёр лишил меня этой возможности, так как снял камерный фильм. А во-вторых (и это я сказал Тарковскому во время одной из ссор), он снял совсем не „Солярис“, а  „Преступление и наказание“».
-15
-16

2002: попытка №3. Содерберг и Клуни

Голливудские фантазии

Сценарий, режиссура, операторская работа: Стивен Содерберг (известен своими работами "11 друзей Оушена", "Трафик", "Секс, ложь и видео", отметился в жанрах нуар, экспериментальная комедия, соцдрама, криминальная драма, экшен).

-17

Джордж Клуни, уже снимавшийся у Содерберга, должен был, видимо, стать козырем в рукаве. Иначе ничем не объяснить ни перекос в сторону лирики, ни прохладное отношение к фильму со всех сторон.

И еще раз слово - Лему: он был тогда жив и выразил свое мнение об экранизации.

Отказ от прав на какое-либо вмешательство вместе с отказом от так называемого «moral droits» было основным условием подписания договора с киностудией «Двадцатый век Фокс». Я не имел и не хотел иметь никакого влияния на эту экранизацию.

Надо думать, это что-то вроде "Я умываю руки"?.. Оценка далеко не позитивная.

-18
-19
-20

Хотя видеоряд, в отличие от предыдущих экранизаций, конечно же, более впечатляющий.

Но искупает ли это такие заметные отступления фильма от романа?

***

В фильме с целью сделать имена более удобно звучащими для англоязычной аудитории были изменены оригинальные имена героев: Снаут в фильме стал Сноу (исп. Джереми Дейвис), Хари превратилась в Рею (исп. Наташа Макэлхон), Сарториус стал негритянкой по имени Гордон (исп. Виола Дэвис)

-21

а имя Гибаряна звучит как Джибариан.

-22

***

Мнение критиков примерно таково:

Содерберг, в сущности, придумал натужную и гораздо менее психологическую версию «Привидения».

***

А что понравилось больше вам - книга или кино?