Известно, что первый в мире баллистические ракеты ФАУ-2, принятые на вооружение в Германии, обладали низкой надежностью и точностью. Некоторые источники утверждают, что всего было запущено 4300 ракет. Из них добрались до цели чуть более половины, остальные или взорвались во время запуска, или были потерянны по техническим причинам во время полёта.
Считается, что стоимость ракеты ФАУ-2 превышала 1 млн. рейхсмарок( ТЕХНИКА И ВООРУЖЕНИЕ № 4/2008). К примеру, танк "Тигр" стоил 250000 марок, их было выпущено в несколько раз меньше чем ракет, но эффективность их было намного выше. Но, скорее всего, это завышенная цена. Кстати, существует совершенно иное, противоположное мнение, что ракета ФАУ-2 была в 7 раз дешевле танка Тигр-I, во что верится с большим трудом. Более достоверная цена за одну ракету, с подтвержденными расчетами, попавшаяся мне- 300000 рейхсмарок, но и это большие деньги.
Из 1340 ФАУ-2, выпущенных по Лондону, не долетели 823 ракеты, это означает, что по самым скромным подсчетам, 250 млн. рейхсмарок Германия выбросила на ветер. Так почему же немцы так упорно держались за это низкоэффективное, неточное, дорогое оружие?
Видимо, в этой ракете они видели средство доставки другого, более страшного оружия, чем 800 кг взрывчатки, находящейся в ее боеголовке, ведь Германия вела разработку атомного оружия. А в этом случае, большая точность была не нужна. Тем более, баллистическая ракета обладала одним несомненным достоинством. В то время не было средств противодействия этому оружию.
Известен всего лишь один невероятный случай, когда ФАУ-2 удалось сбить на взлете истребителю «Спитфайер» под управлением пилота капитана Денсби. Так что, если бы у немцев появилась атомная боеголовка, то она почти со стопроцентной вероятностью было бы доставлена к цели, если бы не одно НО, половина запущенных ракет просто не долетели до своих целей.
Так в чём же причина низкой надежности этих ракет?
Без сомнения, важнейшей причиной является то, что ракетостроение являлось совершенно новой отраслью, в которой Германия опередила другие страны, а аварии во время разработке и освоения всего нового - это обычное явление.
Но однажды мне попались фотографий рабочих, собирающих в подземельях ракеты ФАУ-2 . После этого у меня укрепилось мнение, что одной из причин высокой аварийности являются именно то, что сборкой ракет занимаются рабочие - узники концлагеря, и одной из главных причин высокой аварийности являлся саботаж.
Думаю многие из тех, кто также увидит эти фотографии, согласятся с моим мнением.
Это фотографии были найдены сыном Вальтера Френтца, фотографа, особо приближенного к Гитлеру. Они были сняты на подземном заводе Mittelwerke, занимающимся производством баллистических ракет ФАУ-2.
Эти фотографии дают четко понять, что основными сборщиками немецкого " Чудо-оружия" являются узники концлагеря Дора-Миттельбау.
Вальтер Френтц получил доступ на сверхсекретный объект в связи с тем, что он в июле 1944 года должен был снять пропагандистский фильм об эффективности ракет ФАУ-1 и ФАУ-2, который должен был увидеть сам фюрер.
Концлагерь Дора-Миттельбау был создан специально в конце августа 1943 года, после бомбардировок союзниками в Германии немецкого ракетного центра Пенемюнде, для строительства подземного завода. Этот завод был построен в кратчайшие сроки и уже менее чем через год начал выпускать первую продукцию.
Полтора года просуществовал концлагерь Дора-Миттельбау. Через него прошло более 60.000 узников, 20.000 из которых погибли.
Узники, которые попали работать на этот подземный сверхсекретный завод, конечно же, понимали, что выйти с этого завода они уже никогда не смогут. Так неужели же эти люди, которые, по сути, являлись рабами и ненавидящие своих хозяев, не будут устраивать акты саботажа?
Ведь для того, чтобы случилась авария ракеты не нужно делать что-то сверхсложное. Нет, для этого не надо бить кувалдой по корпусу ракеты, вполне достаточно в месте какого-либо соединения установить специально поврежденную прокладку, не дотянуть фланец соединения, или перепутать полярность подключений. Да много чего еще можно придумать и никакой контроль не поможет.
Конечно, это удивительно, что немцы решили производить свое "Оружие возмездия" с помощью узников концлагерей. Видимо у них уже не было выхода и не хватало рабочих рук и они шли на вынужденные меры. И я уверен, что большинство аварий, произошедших с ракетами ФАУ-2, это обычные акты саботажа. Уж больно в процентном отношении количество аварий было велико.
Каждая собранная ракета проходила тщательное тестирование, но абсолютно все проверить невозможно.
Рассматривая эти фотографии все больше и больше убеждаешься в том, что способов совершить акт саботажа было вагон и маленькая тележка.