Найти в Дзене
РЯБИНИН | ФОТОПУТЕШЕСТВИЯ

Пробрался на заброшенный военный аэродром

Определить стоящие на земле самолеты и вертолеты я могу издалека – сказывается опыт и любовь к технике. Так и с этими Ми-26, очертания которых видны были с дороги.

Посмотрев карту мои предположения подтвердились - мы находились около аэродрома. Ничего про него я не знал, поэтому не желая лишний раз светиться поехал через поля искать подъезд, чтобы снять хоть что-то, как получилось с летным училищем в Бугуруслане.

-2

Пробравшись по полям до заболоченного оврага, оставил наш пикап Isuzu D-Max и пошел пешком к вертушкам. Однако чем ближе подбирался к ним, тем больше понимал, что наткнулся на очередную заброшку и действующим аэродромом здесь не пахнет.

-3

Так и оказалось – на бетонке стояли два Ми-26 – самых больших многоцелевых транспортных вертолетов производимых в СССР. Одна машина в окраске Аэрофлота, поверх которой был нанесен камуфляж, вторая в войсковом камуфляже и бортовым номером 58.

-4

Уже дома, изучая историю места, узнал, что случайно оказался на аэродроме "Толкай", на котором до развала Союза располагалась летная учебка ДОСААФ СССР, а в начале 90-х стал базироваться 793-й транспортно-боевой вертолетный полк выведенный из Грузии, получивший обозначение в/ч 62977.

-5

Как и в случае с моими полками, история новой России перевернула историю самых боеспособных подразделений и судьба 793-го вертолетного полка не исключение.

Личный состав сформированного в 1942-м году под Москвой транспортного полка выполнял задания по снабжению Сталинграда, Ленинграда в период блокады, обеспечения войск в войне с Японией, в Корейской войне, участвовал в операциях в Африке, почти во всех боевых кофликтах и в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.

-6

Такое ощущение, что в конце "девяностых" и в начале "нулевых" кто-то во власти сильно испугался, что голодные и забытые солдаты и офицеры способны изменить историю и начались сокращения боевых частей, прошедших войны, конфликты, природные и техногенные катастрофы. Это время навсегда останется черным пятном истории современной России.

-7

Вертолеты 793-го полка произведены в середине 80-х годов. В то время, когда они были брошены на произвол судьбы, на разграбление вандалов и металлолом, скорее всего, они еще были пригодны для полетов и не израсходовали свой ресурс.

-8

Во многих регионах России катастрофически не хватает транспортного сообщения, местные жители жалуются, что когда-то летали Ан-2 до города, а теперь в межсезонье не выбраться никуда, даже за продуктами и приходится заранее запасаться.

-9

В интернете можно найти публикации 2015-2016 годов, где на этом аэродроме стоят несколько вертолетов, частично разукомплектованных, но еще сохранивших внешний вид: остекление, двери, люки и т.п. Сейчас вертушки практически полностью разобраны.

-10

Скорее всего разбирали вертолеты не военные, а гражданские, чтобы сдать на цветмет. Утащили двери, люки и даже рампы. Рампы, Карл, это же надо было приезжать за ними на грузовиках или устраивать массовый распил огромной части вертолета.

-11

Кабины полностью разобраны. Не осталось ничего, даже стекла выбили. Непонятно зачем, но нашлись уроды, кому тошно было, что что-то осталось еще цело. Но больше всего не понимаю военных и власти, которые бросили машины вот так...

-12

Почему нельзя было поставить эти вертолеты где-то как памятники или в парках, чтобы пацаны могли лазить по ним. К сожалению, у нас воспитание патриотизма происходит не такими методами, а показом сказок на байкерских новогодних утренниках за бабки из бюджета.

-13

Сейчас аэродром никак не охраняется. По словам местных, военные уходя сняли даже колючую проволоку. Вертолеты бросили, а колючку сняли – видимо можно было продать для сельхоз целей. Да и какие военные тут были непонятно в то время, если полка фактически уже не существовало.

-14

В голых корпусах вертолетов живет целая стая голубей. Они тут всюду, даже жутко становится, когда заходишь внутрь корпуса, а тут везде какой-то шорох и шевеления. Голуби даже в щелях и в нишах корпуса, куда только можно пробраться.

-15

А вот брошенный носовой обтекатель, который я забрасывал в свой Instagram с вопросом, что это. Обтекатель был снят в 2017 или 2018 году. На фотографиях 2016 года вертолеты стоят еще с установленными обтекателями. Разграбление уверенно завершается.

-16

Вот фото из живого журнала Юрия Прокофьева, датированное 2016-м годом, на котором вертушек еще четыре, а обтекатели стоят на местах.

Фото: Юрий Прокофьев (chanych_85)
Фото: Юрий Прокофьев (chanych_85)

Сейчас на аэродроме смотреть уже практически нечего. Два разобранных, разворованных исполина больше похожи на выброшенных на берег китов, которых обгладывают падальщики.

-18

Зря я крался по полям, чтобы что-то сфотографировать. Узнав все на месте я вернулся к машине и спокойно смог проехать на аэродром. На территории действует мастерская и метеостанция, которая, как видимо, нужна современным метеослужбам.

-19

К вертолетам приезжают туристы. Буквально следом за нами приехала еще одна машина. Не воров, не вандалов, а простых туристов как мы, которые хотели пройти вдоль машин, прикоснуться к их мертвым корпусам и попробовать понять, какими они были всего несколько лет назад, когда могли подниматься туда, где белые облака.

-20

Интересна судьба этого борта 55... почему снизу он в окраске Аэрофлота, поверх которой был нанесен камуфляж. Как так случилось, что вертолет был в гражданской авиации, а потом был передан военным. Военные конечно покрасили его круто, что со временем камуфляж почти сошел.

-21

Вот такие грустные заброшки иногда открываются совершенно случайно, когда ты просто транзитом проезжаешь мимо. Мне всегда почему-то жалко, когда самолеты, вертолеты, танки или корабли бросают вот так. Уж лучше сразу на переплавку.

#ДзенПутешествие по России закончилось, но посты еще будут появляться на моем канале "Путешествия за рулем". А впереди еще вторая часть путешествия в стиле Дзен, то есть без плана на будущее...