Определить стоящие на земле самолеты и вертолеты я могу издалека – сказывается опыт и любовь к технике. Так и с этими Ми-26, очертания которых видны были с дороги.
Посмотрев карту мои предположения подтвердились - мы находились около аэродрома. Ничего про него я не знал, поэтому не желая лишний раз светиться поехал через поля искать подъезд, чтобы снять хоть что-то, как получилось с летным училищем в Бугуруслане.
Пробравшись по полям до заболоченного оврага, оставил наш пикап Isuzu D-Max и пошел пешком к вертушкам. Однако чем ближе подбирался к ним, тем больше понимал, что наткнулся на очередную заброшку и действующим аэродромом здесь не пахнет.
Так и оказалось – на бетонке стояли два Ми-26 – самых больших многоцелевых транспортных вертолетов производимых в СССР. Одна машина в окраске Аэрофлота, поверх которой был нанесен камуфляж, вторая в войсковом камуфляже и бортовым номером 58.
Уже дома, изучая историю места, узнал, что случайно оказался на аэродроме "Толкай", на котором до развала Союза располагалась летная учебка ДОСААФ СССР, а в начале 90-х стал базироваться 793-й транспортно-боевой вертолетный полк выведенный из Грузии, получивший обозначение в/ч 62977.
Как и в случае с моими полками, история новой России перевернула историю самых боеспособных подразделений и судьба 793-го вертолетного полка не исключение.
Личный состав сформированного в 1942-м году под Москвой транспортного полка выполнял задания по снабжению Сталинграда, Ленинграда в период блокады, обеспечения войск в войне с Японией, в Корейской войне, участвовал в операциях в Африке, почти во всех боевых кофликтах и в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.
Такое ощущение, что в конце "девяностых" и в начале "нулевых" кто-то во власти сильно испугался, что голодные и забытые солдаты и офицеры способны изменить историю и начались сокращения боевых частей, прошедших войны, конфликты, природные и техногенные катастрофы. Это время навсегда останется черным пятном истории современной России.
Вертолеты 793-го полка произведены в середине 80-х годов. В то время, когда они были брошены на произвол судьбы, на разграбление вандалов и металлолом, скорее всего, они еще были пригодны для полетов и не израсходовали свой ресурс.
Во многих регионах России катастрофически не хватает транспортного сообщения, местные жители жалуются, что когда-то летали Ан-2 до города, а теперь в межсезонье не выбраться никуда, даже за продуктами и приходится заранее запасаться.
В интернете можно найти публикации 2015-2016 годов, где на этом аэродроме стоят несколько вертолетов, частично разукомплектованных, но еще сохранивших внешний вид: остекление, двери, люки и т.п. Сейчас вертушки практически полностью разобраны.
Скорее всего разбирали вертолеты не военные, а гражданские, чтобы сдать на цветмет. Утащили двери, люки и даже рампы. Рампы, Карл, это же надо было приезжать за ними на грузовиках или устраивать массовый распил огромной части вертолета.
Кабины полностью разобраны. Не осталось ничего, даже стекла выбили. Непонятно зачем, но нашлись уроды, кому тошно было, что что-то осталось еще цело. Но больше всего не понимаю военных и власти, которые бросили машины вот так...
Почему нельзя было поставить эти вертолеты где-то как памятники или в парках, чтобы пацаны могли лазить по ним. К сожалению, у нас воспитание патриотизма происходит не такими методами, а показом сказок на байкерских новогодних утренниках за бабки из бюджета.
Сейчас аэродром никак не охраняется. По словам местных, военные уходя сняли даже колючую проволоку. Вертолеты бросили, а колючку сняли – видимо можно было продать для сельхоз целей. Да и какие военные тут были непонятно в то время, если полка фактически уже не существовало.
В голых корпусах вертолетов живет целая стая голубей. Они тут всюду, даже жутко становится, когда заходишь внутрь корпуса, а тут везде какой-то шорох и шевеления. Голуби даже в щелях и в нишах корпуса, куда только можно пробраться.
А вот брошенный носовой обтекатель, который я забрасывал в свой Instagram с вопросом, что это. Обтекатель был снят в 2017 или 2018 году. На фотографиях 2016 года вертолеты стоят еще с установленными обтекателями. Разграбление уверенно завершается.
Вот фото из живого журнала Юрия Прокофьева, датированное 2016-м годом, на котором вертушек еще четыре, а обтекатели стоят на местах.
Сейчас на аэродроме смотреть уже практически нечего. Два разобранных, разворованных исполина больше похожи на выброшенных на берег китов, которых обгладывают падальщики.
Зря я крался по полям, чтобы что-то сфотографировать. Узнав все на месте я вернулся к машине и спокойно смог проехать на аэродром. На территории действует мастерская и метеостанция, которая, как видимо, нужна современным метеослужбам.
К вертолетам приезжают туристы. Буквально следом за нами приехала еще одна машина. Не воров, не вандалов, а простых туристов как мы, которые хотели пройти вдоль машин, прикоснуться к их мертвым корпусам и попробовать понять, какими они были всего несколько лет назад, когда могли подниматься туда, где белые облака.
Интересна судьба этого борта 55... почему снизу он в окраске Аэрофлота, поверх которой был нанесен камуфляж. Как так случилось, что вертолет был в гражданской авиации, а потом был передан военным. Военные конечно покрасили его круто, что со временем камуфляж почти сошел.
Вот такие грустные заброшки иногда открываются совершенно случайно, когда ты просто транзитом проезжаешь мимо. Мне всегда почему-то жалко, когда самолеты, вертолеты, танки или корабли бросают вот так. Уж лучше сразу на переплавку.
#ДзенПутешествие по России закончилось, но посты еще будут появляться на моем канале "Путешествия за рулем". А впереди еще вторая часть путешествия в стиле Дзен, то есть без плана на будущее...