Найти тему
Books & Reviews

Когда писателям лучше не писать

Про футбол пусть лучше пишут спортивные журналисты, а не писатели, решил я, перелистывая последнюю страницу нового сборника рассказов "Игра народня. Русские писатели о футболе". Да, я категоричен в этом вопросе и попробую аргументировать свою точку зрения.

Я читаю новый сборник в парке с видом на здание МГУ
Я читаю новый сборник в парке с видом на здание МГУ

Когда издатели просят писателей вспомнить историю, связанную с футболом, выходит не всегда так, как этого хочет читатель. Выпуск сборника "Игра народная" приурочили к чемпионату мира по футболу FIFA 2018, что я горячо поддерживаю. Надо больше писать о спорте, мы в этом вопросе серьезно отстаем от европейских стран и США, где книг о спорте выпускается просто невероятное количество. Я же высказываю свое недоумение по поводу наполнения нового сборника.

Сама же Ольга Брейнингер, восходящая звезда новой русской словесности, признается в своем рассказе "Правильные люди" из этого сборника, что ей пришла смс от издателей из "Редакции Елены Шубиной", глубоко мною уважаемых, с вопросом "есть ли у нее какая-нибудь футбольная история". Историю Ольга конечно вспомнила, только была она не про футбол, а про любовный треугольник. Да и придраться то к истории невозможно. Написана она талантливо и читается с интересом, да только она не про футбол, а про автобиографические душевные переживания в Оксфорде. И по сравнению с остальными рассказами из этого сборника, которые написали "профессиональные писатели", смотрится намного убедительнее.

Обложка книги "Игра народная. Русские писатели о футболе".
Обложка книги "Игра народная. Русские писатели о футболе".

Или возьмем другой пример - рассказ глыбы русской словесности Евгения Водолазкина ("Лавр", "Авиатор") "Моя футбольная биография". У него уморительный рассказ о футболе получился, но видно, что написан он впопыхах и по заданию редакции. Но это я говорю о писателях, которые умеют писать по "заказу". Большинство же остальных текстов, которые написаны не журналистами, а писателями, читаются невероятно скучно и вымученно.

Неподготовленный читатель, открыв книгу и начав с текстов Александра Гениса, может напрочь потерять всякое желание продолжать. А казалось бы, мэтр! Другая отечественная звезда Александр Терехов своим рассказом в этом сборнике перечеркивает мои планы когда-нибудь взять в руки его книги, которые получили премии. Какое-то противное послевкусие после его короткой прозы, сложно артикулированное.

Возможно я столь придирчив из-за того, что футбол - мое увлечение, моя страсть и я ежедневно изучаю этот предмет с разных сторон. Поэтому упражнения писателей или отрывки из их ранее опубликованных текстов я читаю с удвоенным рвением в попытках узнать что-то новое или в надежде ухватиться за какое-то теплое воспоминание или яркую эмоцию. Но увы. Редкие тексты пришлись мне по душе.

Для себя я решил, что эта книга подходит тем, кто увлекается футболом раз в несколько лет, когда наша команда участвует в футбольных первенствах и страну охватывает футбольная лихорадка, щедро подстегиваемая государственными СМИ.

Другое дело - читать в этом сборнике тексты спортивных журналистов: Владимира Стогниенко, Геннадия Орлова, Василия Уткина, а также некоторых писателей, для которых футбол настоящая страсть, - Дмитрия Данилова, Александра Секацкого. Читая их тексты, забываются огрехи этого сборника и создается в целом приятное ощущение от всей книги. Они по-настоящему любят предмет, о котором пишут.

Эссе философа Александра Секацкого стало отдельным откровением. Он проводит параллель между классическим научным знанием и знаниями, которыми обладают страстные поклонники футбола. В некотором роде их можно сопоставить, но никто сейчас это не делает. Хотя кто знает, может в будущем и появятся такие специализированные научные дисциплины, посвященные изучению различных аспектов игры в футбол. "Кандидат футбольных наук". А что? Звучит - заманчиво!