В 1952 году Африканский национальный конгресс начал компанию против расовой дискриминации. Через три года, в июне 56-го года АНК организовал в Кейптауне Конгресс народов Южной Африки, в котором приняли участие все прогрессивные организации страны. 26 июня Конгресс принял Хартию свободы, в которой заявили, что целью собравшихся является уничтожение дискриминации по расовому признаку и построение в Южной Африке демократического общества Эта хартия стала программным документом движения сопротивления.
В ответ на это, власти произвели аресты лидеров всех демократических объединений. За решеткой оказался и вице-президент АНК адвокат Нельсон Ролихлахла Мандела. В июне 1959 года правительство приняло закон о развитии самоуправления племен банту (так власти называли все коренное население ЮАС), ликвидирующий и без того крохотное представительство черных в парламенте. Этот законодательный акт вызвал бурю недовольства среди коренных южноафриканцев.
В марте 1960 года Африканский национальный конгресс организовал массовые беспорядки во многих городах страны. Но, правительство не намеренно было иди на уступки. 21 марте в Шарпевилле полиция расстреляла демонстрацию, убив 67 чернокожих. Эта резня вызвала раскол в рядах АНК. Прямой потомок зулусской королевской династии историк Гатша Мангосуту Бутелези вышел из состава Африканского национального конгресса. Он оказался от насильственных методов борьбы с апартеидом и через десять лет стал главным министром бантусана Квазулу. А его лучший друг Нельсон Мандела ушел в подполье и создал военное крыло АНК - «Умконто ве сизве» (Копья нации).
В 1964 году Мандела был схвачен и приговорен к пожизненному заключению. Несмотря на то, что культивировавшаяся Преторией расовая дискриминация была официально осуждена ООН, страны Запада смотрели сквозь пальцы на особенности политического строя Южной Африки до тех пор, пока великие европейские колониальные империи не рассыпались на множество независимых государств. В 1961 году ЮАР вышла из Британского Содружества, поскольку политика апартеида была несовместима с дальнейшим пребыванием в этой организации.
В этом же году на «черном» континенте возникло 17 новых государств, где у власти стояли африканцы. Однако, на протяжении последующих 15 лет, пока Португалия вела кровавые войны в Анголе и Мозамбике, Претория могла сохранять свою гегемонию на юге континента. Бывшие британские протектораты Лесото, Свазиленд и Ботсвана, получившие независимость во второй половине 60-х, были слишком слабы, чтобы противостоять ЮАР. Еще в 1950 году молодой вождь племени бамангвато Серетсе Хама был выслан из британского Бечауленда (будущая Ботсвана) за то, что посмел жениться на белой женщине.
Через 16 лет Хама вернулся в страну, чтобы стать первым президентом независимой Ботсваны. С первых же дней независимости, ЮАР стала давить на своего нового соседа. Все транспортные коммуникации Ботсваны, доставшиеся в наследство от колонизаторов, были завязаны на Южною Африку, что и попыталась использовала Претория. Южноафриканские власти стали шантажировать правительство Ботсваны тем, что могут в любой перекрыть дороги и лишить страну доходов от экспорта мяса, которые были главным источников пополнения бюджета. Кроме того, ЮАР могла перерезать телефонный кабель, идущий из Габороне в Йоханнесбург и лишать Ботсвану связи с остальным миром. Но, так продолжалось недолго.
В 1970 году, несмотря на все протесты Претории, Ботсвана построила автостраду через Замбию и лишила Бар возможности для дальнейшего шантажа. Тем не менее, Южно-Африканская Республика продолжала рассматривать территорию Ботсваны как свою законную вотчину. На ее южных границах действовали отряды коммандос, а агенты спецслубж убивали бежавших из ЮАР активистов Африканского национального конгресса прямо в центре Габороне. Более того, в 1980 году Претория открыто вербовала проживавших в Ботсване бушменов в свои войска, ведущие бои в Намибии.
Это стало последней каплей, переполнившей чашу терпения правительства страны. В 1981-м оно обратилось за помощью к СССР. В Ботсвану прибыли советское оружие и военные советники. Перевооруженная армия смогла бы защитить границу государства как от южноафриканских «рейнджеров», так и от партизан АНК. Но, в 1985 году войска ЮАР вновь вошли на юг Ботсваны. Тогда правительство страны попросило помощи у США и Великобритании. В 1988 году в Габороне прилетела группа английских военных, которые сменили советских советников.
Но, главной проблемой южноафриканского правительства была Намибия. В 1946 году Претория отказалась признать юрисдикцию ООН над этой бывшей колонией Германии, а через три года и вовсе объявили Юго-Западную Африку провинцией ЮАС. 10 декабря 1959 года в Виндхуке полиция расстреляла демонстрацию протеста против апартеида, убил и ранив более 60 африканцев. Вскоре после расстрела, племенные вожди народности овамбо создали народную организацию Овамболенда, которая через четыре года была переименована в Народную организацию Юго-Западной Африки (SWAPO). Основатель и лидер СВАПО Сэм Чафишуна Нуйома ориентировался на Москву. Одновременно, племена гереро объединились в Национальный союз Юго-Западной Африки (SWANU), поддержанную Пекином.
Поначалу, обе организации тесно сотрудничали друг с другом, но в середине 60 годов после резкого ухудшения советско-китайских отношений, овамбу и гегеро стали смертельными врагами. К 1970 году влияние СВАНУ значительно уменьшилось, и он практически сошел с политической арены. Поначалу Сэм Нуйома предпочитал мирные средства борьбы, надеясь на вмешательство международного сообщества. В 1966 году ООН отменила мандат ЮАР на управление Намибией, но Международный суд в Гааге отказался признать действия Претории незаконными.
После этого, созданная СВАПО Народно-освободительная армия Намибии (PLAN) развернула боевые действия против войск ЮАР. Отряды ПЛАН, дислоцированные в Замбии, стали нападать на полицейские участки, расположенный в районе Каприви ( узкая полоса земли на северо-востоке Намибии, вклинивающаяся между Ботсваной, Анголой и Замбией. В ответ на это, войска ЮАР начали проводить карательные операции против СВАПО в приграничных областях Замбии. В 1969 году Совет Безопасности ООН заявил, что буде рассматривать дальнейшее пребывание южноафриканской армии в Намибии как акт агрессии. В 1971 году это решение поддержал Международный суд, а через два года СВАПО было признано единственным законным представителем населения Намибии.
В апреле того же года ПЛАН провела первую крупную операцию против армии ЮАР. Партизаны атаковали военную базу в Каменга и уничтожили около 40 южноафриканских солдат. Давление международной общественности на Преторию вынудило последнюю пойти на переговоры с намибийской оппозицией. В 1975 году в Турнхалле, расположенном в Виндхуке, собрались представители 11 этничеких групп Намибии. На этой конференции был создан Демократический альянс Турнхалле, который одобрил политику апартеида. Вскоре председатель ДАТ Дирк Мудге возглавил правительство, сформированное по результатам выборов, проведенных южноафриканской администрацией. СВАПО отказалась участвовать в альянсе и не признало выборов под контролем ЮАР.
1975 год стал первым гвоздем в крышку гроба политики расовой дискриминации. С уходом португальцев из Анголы и Мозамбика, Южно-Африканская Республика утратила доминирующие позиции в регионе и вынуждена была перейти к обороне. Правительство независимой Анголы предоставило свою территорию для баз ПЛАН, и очень скоро весь север Намибии превратился в поле бое между войсками СВАПО и ЮАР. Южноафриканская армия периодически совершала карательные рейды в Анголу, но подавить партизанское движение она не смогла. МПЛА щедро делилась со СВАПО советской военной помощью, и ЮАР трудно было что-либо противопоставить этому бездонному колодцу.
В конце концов, после поражение у Квито-Кванавале, в 1988 году Претория согласилась предоставить Намибии независимость. 16 февраля 1991 года Сэм Чафишуна Нуйома стал первым намибийским президентом.
В середине 70-х годов обострилась обстановка и в самой Южно-Африканской Республике. В июне 1976 года, после принятия закона о дальнейшей расовой сегрегации среднего образования, чернокожие школьники и студенты устроили беспорядки. Полиция жестоко подавила волнения, ранив более 600 человек. Новый президент ЮАР председатель Националистической партии Питер Бота пошел по пути ужесточения расовой дискриминации. Неоапартерид, по замыслу нового президента, должен был сломить сопротивление коренной части населения страны. К этому времени значительно усилилась деятельность военного крыла АНК, которое организовывало террористические акции и массовые беспорядки в бантустанах.
В 1975 году Гатша Бутелези создал и возглавил зулусскую организацию «Инката». Эта новая политическая сила боролась не столько с апартеидом, сколько с членами АНК, принадлежавшим к другим племенным группам. После создания в 1982 при «Инката» военных подразделений, Бутелези развернул открытую войну против Африканского национального конгресса, желая подчинить себе всю провинцию Наталь. Центральные власти старались не вмешиваться в межплеменные конфликты. На протяжении всей истории ЮАР правительство всячески оберегало племенную структуру, которая не позволяла коренному населению объединиться против колонизаторов.
В 1984 году Бота провел реформу парламента, в ходе которой были созданы две палаты для индусов и цветных (так в ЮАР называют мулатов). Однако, эти палаты не имели решающего голоса. Кроме того, чернокожее население по-прежнему не было представлено в высшем законодательном органе страны. К концу 80-х годов сало ясно, что все мероприятия Боты только усугубили обстановку. Всегда благополучная ЮАР оказалась на грани экономического кризиса.
Следует отметить, что несмотря на политику апартеида, африканцы в из соседних государств, и не только из них, в массовом порядке иммигрировали в ЮАР. Южно-Африканская Республика была единственным на континенте государством, уровень экономического развития которого не отставал от Западной Европы и США. Поэтому, чернокожие предпочитало жить в бараках в ЮАР, где была возможность получить нормально оплачиваемую (по африканским меркам) работу, чем умирать с голоду в государствах, сбросивших иго колониальной зависимости. Тем более, условия жизни в любом южноафриканском гетто были лучше того, что их ждало на родине.
К сожалению, независимость сыграла с Африкой злую шутку, обернувшись бесконечными войнами, голодом и эпидемиями. 15 августа 1989 года президентом ЮАР стал новый лидер Националистической партии Фредерик де Клерк. Он освободил из заключения Нельсона Манделу и добился отмены расовых законов. Апартеид был уничтожен, и вскоре между АНК и «Инката» началась настоящая война. Кровавые межплеменные столкновения продолжались до тех пор, пока в 1994 году Нельсон Мандела не был избран президентом ЮАР.