Найти тему

С днем дизайнера: о качественной обуви из первых уст

Главный дизайнер обуви «Юничел» Инна Храмцова в преддверие профессионального праздника − дня дизайнеров − рассказывает о своей уникальной профессии. Дизайнеров в стране много, дизайнеров обуви можно сосчитать по пальцам одной руки. Обувь из-под ее пера ежегодно выпускается миллионами пар и продается по всей стране: от Владивостока до Москвы, от Мурманска до Казани.

Инна Храмцова − главный дизайнер обувной компании «Юничел»
Инна Храмцова − главный дизайнер обувной компании «Юничел»

— Инна, расскажите, кто посеял зерно интереса к обуви?

— Вспоминаю себя в детстве и понимаю, что любовь к обуви у меня от мамы. Мама была преподавателем политэкономии. У нее была счастливая возможность покупать красивую, хорошую и в то время очень дефицитную обувь. Я всегда восхищалась ее новыми туфлями и примеряла их. Как сейчас помню: французские или итальянские лакированные туфельки с острым носом на высокой шпильке – стиль 50-х. Я тогда не понимала, почему у мамы дома есть такая красота, а в наших магазинах около дома на витринах стоит одинаково топорная обувь. Я думаю, желание делать красивую обувь зародилось именно тогда. Обувь для женщины во все времена была некоторым фетишем, объектом вожделения.

— Как вышло, что вы выбрали профессию дизайнера, будучи человеком с математическим складом ума?

— После школы я по всем показателям должна была пойти учиться на преподавателя математики – меня без экзамена брали в Московский государственный технический университет им. Баумана. Мне легко давались математические дисциплины, я постоянно участвовала в олимпиадах и занимала призовые места. Но в этот момент мама дала мне совет, который стал судьбоносным. Она посоветовала поступить мне в Московский государственный университет технологии и дизайна. Вот так с легкой руки мамы я приняла решение, которое определило мою дальнейшую жизнь. В университет технологии и дизайна было трудно попасть, был большой конкурс, но я прошла. Рисунок мне тоже легко давался, и поэтому я с удовольствием поступила и с таким же удовольствием училась. Учебу я вспоминаю с улыбкой – это был совершенно другой мир. Москва и тогда была впереди планеты всей – огромное количество выставок, библиотеки… Все это вдохновляло и заряжало. Мы впитывали как губки эту красоту, эстетику, новую информацию. Вообще в России мало учебных заведений, где учат на дизайнера обуви. По крайней мере, я знаю только два − в Питере и Москве. Поэтому считаю, что я собрала самые сливки, учась там.

-2

Еще один мощный профессиональный рывок − учеба в филиале Итальянской школы «Arsutoria School». Это уникальный шанс обучиться итальянской методике прорисовки обуви на колодке и особенностям конструирования обуви. База, которую нам давали в университете, была фундаментальной, но итальянцы всегда считались законодателями моды в этой индустрии, и поэтому я не упустила возможности перенять их опыт. Нам раскрывали секреты того, как сделать так, чтобы обувь идеально сидела на ноге, рассчитать пропорции.

— Знания, полученные в вузе, связаны с тем, чем реально приходится заниматься сейчас? Велика ли разница между образованием и реальной жизнью дизайнера на производственном предприятии?

— Чтобы делать правильную обувь, мы проходили антропометрию стопы – увлекательный, но и в тоже время сложный предмет. Здесь мы узнавали, из чего состоит стопа, как ведет себя каждая косточка во время движения – это необходимо, чтобы обувь была удобной. На самом деле, нога очень чувствительная, и важно при конструировании обуви учесть все. С третьего курса у нас началась практика – мы прошли абсолютно все производственные процессы. У нас была серьезная производственная практика на потоках Московской обувной фабрики. Помню, когда меня, хрупкую девчушку, поставили на операцию, где необходимо было заготовку снимать с колодки, это физически очень тяжело выполнять. Сейчас у нас на фабрике эту операцию выполняют мужчины. Кант будущей «лодочки» был натянут, как струна, попробуй, сними ее с колодки. Инструменты соскальзывали, каждая колодка весила больше килограмма, а таких колодок 800 пар в смену! Но это практика, которая просто необходима каждому, кто будет в дальнейшем работать в этой сфере – это ведь бесценный опыт!

-3

— Дизайнер – это творческая профессия, для вдохновения всегда нужно чем-то подпитываться. Что заряжает вас?

— Для меня, как для дизайнера обуви, выставка – это возможность найти самые современные и инновационные комплектующие, материалы, технологии, посмотреть, чем могут похвастаться наши коллеги из Европы, обсудить с законодателями моды идеи, веяния – все это помогает всегда быть на волне, впитывать все модные тенденции и адаптировать их для своей коллекции.

Профессиональная выставка «LINEAPELLE» ежегодно проводится в Италии, где собираются самые лучшие производители со всего мира. Дизайнеры, производители, поставщики – все собраны в одном месте. Конечно, попадают туда не все, Челябинск я представляю одна. Но именно оттуда чаще всего я привожу новые идеи, свежие взгляды и делюсь всем этим со своими коллегами из дизайнерского бюро.Выставки дают нам возможность обладать полной информацией о том, что будет модно в будущем сезоне, на эту информацию ориентируются абсолютно все, и те, кто производит одежду, и аксессуары и, конечно, обувь. На таких выставках дают общее представление о тенденциях следующего сезона, придерживаясь которых ты попадешь «в тему», твои модели будут легко комбинироваться, собираться в готовые образы, не будут «выпрыгивать» из общей канвы, а значит, будут продаваться.

— Вы уже долго в этой профессии. С точки зрения профессионала: как на фоне зарубежных производителей выглядит обувная отрасль у нас?

— У нас огромный потенциал. До недавнего времени считалось, что обувные тренды доходят до нас с опозданием на 2-3 года, сейчас мы идем нога в ногу с Европой. Сегодня в запросах покупателей внешний вид обувь стоит наряду с качеством и удобством. Если оценить ассортимент 20-летней давности, который выпускала фабрика, достаточно просто пролистать каталоги того времени и сравнить с теми фасонами, которые мы предлагаем сейчас, каждый скажет, что это небо и земля. Тогда главный слоган был: «Ладно скроено, крепко сшито», и обувь соответствовала этому девизу. Понятное дело, что тогда и потребности у людей были другие, и запросы, и финансовое положение. Кстати, с тех времен за фабрикой тянется шлейф, с которым, надо сказать, очень сложно бороться. Все, кто давно не заходил в наши магазины, неподдельно удивляются – это делаете вы! Сейчас производство обуви, как паззл – она должна быть красивая, удобная, легкая, прочная и доступная по цене. Все эти компоненты сегодня требует покупатель. Чтобы оправдать его ожидания, нужно постоянно делать «омолаживающие инъекции» в отношении кадров, технологий, оборудования, материалов.

-4

— Что такое обувная мода? Откуда она берется?

— Мода начинается не в глянцевых журналах, ее корни в том времени, в котором мы живем, это отражение нашего социума. Недаром в кризисные годы мода становится кричащей – много золотых, пряжек, позолоченных кож, ярких цветов. Так люди получают свою порцию радости, ярких эмоций, хотят встряхнуться любой ценой. Это доказано, вспомните моду 90-х, много кича, кислотных цветов, эпатажа. Дизайнеры идут на любые уловки, чтобы сделать свои коллекции коммерчески успешными. Судя по тому, что представлено в коллекции этого сезона, кризис немного затянулся. В моде снова золото, серебро и никто не хочет отказываться от ярких цветов. Тема камуфляжа всплывает в моде всякий раз, когда в мире «запахло порохом», а зубастые подошвы агрессивные подошвы или шипы – ничто иное как потребность защититься в неспокойном и нестабильном мире. Вообще, глядя на обувь, можно многое считать с человека − проблемы, психотип, настроение.

— Мы знаем, что в России мало кто вообще занимается дизайном обуви. Сколько, таких как вы в стране, в Челябинске? Дизайнер обуви − редкая для России профессия. Почему?

— Тех, кто в России занимается дизайном обуви, единицы – их можно пересчитать по пальцам. Толковых и того меньше. Вообще из нашего выпуска художником осталась только я. Еще моя подруга ушла в смежную область – они производят сумки. Так исторически сложилось, что профессия была не востребована. Мы учились в то время, когда все предприятия, особенно, легкой промышленности, переживали трудные времена. Из тех, кто трепыхался, была ЧОФ − Челябинская обувная фабрика. Помню свои первые впечатления от той обуви, которую делали тогда − черная, скучная, топорная. Наверное, юношеский максимализм и желание изменить мир, сделали тогда свое дело.

-5

— Вы сделали тысячи моделей? Есть какие-то особенные?

— Каждый свой эскиз я люблю особенной любовью. Некоторые берем в работу сразу, другие идеи должны некоторое время полежать, чтобы дозреть. Есть и такие, которые не будешь использовать в массовом производстве, но творческий потенциал свой выплеснуть хотелось.

Но есть одна феноменальная модель, секрет которой, раскусить не удается. Красные полусапожки из натуральной кожи в линейке дошкольной обуви, которую я разработала 15 лет назад. Но она до сих пор пользуется бешеной популярностью у покупателей, ее заказывают огромными объемами из сезона в сезон, и из сезона в сезон она разлетается, как горячие пирожки.

-6