Друзья! Мы привыкли к фразе «новый учебный год». Это уже стало просто дежурным термином. Но если наших учеников настораживает слово «учебный», то меня стало «напрягать» слово «новый».
Слишком постоянной стала привычка властей вместе с календарным обновлением учебного года обновлять и всё остальное. Количество редакций (изменений) в Законе об образовании подходит к 50-ти! Постоянно вносятся изменения и в другие законы, указы, распоряжения… Не успеваешь следить, а ведь не успел – штраф!
Постоянно происходят изменения и в самом образовательном процессе. В прошлом году среди лета астрономию ввели. Может, и хорошее дело, но как-то всё в спешке, без особых обоснований… Теперь вот шахматы. Но мы в области ведём шахматы уже второй год, так что нам не привыкать. У нас уже учительница, которая ведёт шахматы, научилась пешку от ферзя отличать.
Чего хотелось бы от нового учебного года? Небольшой передышки. Передышки в переменах, обновлениях, реформированиях. Давайте освоим и осмыслим предыдущие нововведения.
В чём нужны преобразования, так это в оплате труда, в отношении к учителю, школе и образованию (ну не сфера услуг это!). Нужно, наконец, остановить поток конкурсов и мероприятий, которые не дают никакой пользы, но считаются чуть ли не главными показателями работы учителей и школы. Нужно определить статус директора школы (сейчас никто не может внятно этот статус объяснить). Нужно начать выполнять те законы, которые давно приняты. Например, ФГОС, по которому школы отвечает только за реализацию СВОЕЙ образовательной программы, а не за все идеи и порывы муниципальных, региональных… властей.
Но всё это только наши «хотелки». Есть другие приоритеты у тех, кто определяет политику в образовании. Говорят, что уже почти решён вопрос с обязательным экзаменом (ЕГЭ) по истории. Хотя большинство ВУЗов принимают обществознание, и соответственно, большинство учеников выбирают для сдачи именно обществознание, как более универсальный и практичный предмет. Историю знать нужно, но только для создания видимости повышения патриотизма вводить обязательный экзамен… не уверен, что это правильно. Я, наверное, мог бы и не сдать этот экзамен – память на даты и имена плохая. Но при этом историю люблю и интересуюсь ею.
Всё ближе обязательный «английский». Это вообще будет катастрофа. Зачем вводить экзамен, заранее зная, что его завалит большинство выпускников? А потому что «нам виднее»!
Но не будем о грустном. Во всём должно быть равновесие. Так что должны быть и позитивные перемены. А если не надеяться на лучшее, то как работать?