Найти тему
Справочник кинопижона

Какое кино называют "чистым", и причем здесь Марсель Дюшан?

Оглавление

Чистое кино (Cinéma Pur). Оно же кинодадаизм, оно же «интегральное кино». Любопытное движение в рамках французского авангарда начала 1920-х. Суть в том, чтобы «очистить» молодое киноискусство от такой мелкобуржуазной грязи, как сюжет, профессиональные актеры, развитие характеров и прочих «грехов» большого кино. Поскольку «Чистое» кино снимали в основном художники, а не профессиональные кинематографисты, то во-первых, бюджета хватало только на короткий, реже на средний метр; во-вторых, движение в первоначальном виде существовало больше в головах, чем на экране. Оно и понятно, художникам тесно в рамках дадаизма, они постоянно переходили из дадаизма в сюрреализм, из сюрреализма в футуризм и обратно, забредая иногда на территорию коммерческого кино.

По сути к «чистому кино» можно отнести любую французскую короткометражку двадцатых, где нет конвенциональной драматургии, а акцент смещён на яркий образный ряд и четкий ритм монтажа. Часто в «чистых» фильмах вообще нет людей, авангардисты двадцатых любили технический прогресс и порожденные этим прогрессом разнообразные механические крокозябры, которые зачастую и становились «героями» кино дадаистов.

Стоит отметить, что параллельно «чистому кино» примерно в то же время в Веймарской Республике существовало «абсолютное кино», которое без специальной подготовки легко перепутать с «чистым».

5 фильмов, обозначивших идеологию «чистого» кино

Антракт (Entr'acte) 1924, режиссёр – Рене Клер. Двадцатиминутный шедевр авангарда двадцатых, с абсолютно честным названием. Фильм был снят для демонстрации в антракте авангардистского балета «Спектакль отменяется». Количество знаковых персон эпохи, так иди иначе причастных к созданию фильма причастных впечатляет: Рене Клер, Марсель Дюшан, Эрик Сати. Как и многие настоящие шедевры, «Антракт» пережил своё время и отлично смотрится, даже если зритель не в курсе, что такое «чистое кино».

Механический балет (Ballet mécanique) 1924, режиссёры – Фернан Леже, Дадли Мерфи. Посткубистский-дадаисткий шедевр и ещё один «чистый» фильм название, которого полностью соответствует содержанию.

-2

Анемичное кино (Anémic cinéma) 1926, режиссёр – Марсель Дюшан. Ответ на вопрос: а может ли «чистое кино» быть анимацией? Да, может. Ещё вопросы?

-3

Пять минут чистого кино (Cinq minutes de cinéma pur) 1926, режиссёр – Анри Шометт. Название фильма не ообманывает – фильм действительно длится 5 минут и это действительно «чистое кино». Можно смотреть как программную вещь направления.

-4

Морская звезда (L'Étoile de mer) 1928, режиссёр – Мэн Рей. Поздний представитель движения, серьезно повлиявший на развитие авангардного кино. Среди прочих, этот фильм явно вдохновлял работы Майи Дерен сороковых.

-5

5 важных художников, снимавших «чистое кино»

Мэн Рей – есть в английском языке такое слово, как prolific, у которого к сожалению в русском не исчерпывающего по смыслу аналога. Так, вот при запросе prolific Google просто обязан выдавать ссылку на Мэн Рей. Этот человек отметился в стольких формах культурной деятельности, что толком определить, кто он в первую очередь, решительно невозможно.

Рене Клер – один из ведущих мастеров коммерческого кино Франции начал свою режиссёрскую карьеру с короткометражки «Антракт». К началу тридцатых завязал с авангардом, переключившись на съёмку комедий и мюзиклов.

Марсель Дюшан – художник и шахматист. Был на короткой ноге, как с сюрреалистами, так с дадаистами. Большой любитель потроллить публику.

Макс Эрнст – немецкий художник, переехавший в начале двадцатых в Париж, где связался с тусовкой сюрреалистов. После этого у него не осталось иного выбора, как начать работать в кино, сотрудничал даже с Бунюэлем.

Фернан Леже – ещё один художник, который не удержался от соблазна поработать в новом нарождающемся искусстве синематографа. В качестве художника-постановщика участвовал в съёмках «Колеса» Абеля Ганса и некоторых других фильмов «нарративного авангарда».

Благодарю за прочтение. Если тема авангардного кино интересна, ставим лайки и отмечаемся в комментариях. Так будет понятней, имеет ли смысл дальше писать на данную тему.