Найти тему
Black Maria Кино 🎬

КИНО И РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Кадр из фильма "Трон", 1982 г. Фото: Walt Disney Pictures
Кадр из фильма "Трон", 1982 г. Фото: Walt Disney Pictures

С появлением телевидения начался новый этап масштабного технического усовершенствования кинематографа. К концу 1970-х годов этот процесс достиг точки, после которой накопившиеся технические знания и возможности стали стремительно реализовываться в практических технических изменениях и различных устройствах.
Собственно, технический прогресс никогда не останавливался, кинокамеры и кинопроекторы с момента их появлениях постоянно подвергались изменениям и усовершенствованиям. Оборудование становилось все менее громоздким, более доступным и более совершенным.

В 1960-е годы телевидение затмило кинематограф. Его бурный рост вызвал значительные технические изменения – кинокамеры подверглись значительной модификации и в конце-концов появился отдельный вид облегченных и мобильных камер – телекамера. Вскоре телекамера приобрела популярный синоним «видеокамера». Телевидение становилось все более и более мобильным и оперативным – что могло быть возможным только при соответствующем техническом оснащении. Камеры достаточно быстро из массивных и статичных устройств превратились в легкие и портативные ручные устройства, сохранив и даже улучшив высокое качество записи.

Уже в 1960-е годы на рынке появляются видеокамеры, предназначенные для домашнего использования. В экономически благополучной Америке любительские видеокамеры стали популярной игрушкой множества подростков в 1970-80-е годы. Особую популярность получили пленочные камеры S8, с очень хорошим качеством записи и легкой системой взаимодействия с записывающей кассетой. Обычные люди, никак не связанные с кино и телевидением, получили возможность самостоятельно создавать видеопродукцию – снимать, монтировать, проецировать на экран, записывать на видеокассеты и показывать на домашнем ТВ.

Кадр из фильма "Супер 8" о подростках снимающих кино в конце 1970-х г. Фото: Paramount Pictures, Amblin Entertainment, Bad Robot Productions
Кадр из фильма "Супер 8" о подростках снимающих кино в конце 1970-х г. Фото: Paramount Pictures, Amblin Entertainment, Bad Robot Productions

Любительское кино, благодаря такому относительно доступному и легкому в использовании оборудованию, стало значимой частью кинематографа. Появились различные фестивали и конкурсы любительского кино и видеороликов. Для многих профессионалов их детские эксперименты с видеокамерой стали своеобразной киношколой. Они на практике изучали возможности кинематографа, совершенствовали свои навыки и преодолевали барьер между любительским и профессиональным кинематографом благодаря успехам снятого в домашних условиях видео.

Считается, что именно возможность снимать любительское кино и смотреть многочисленные фильмы в домашних условиях по телевизору и на видеомагнитофонах породила новое поколение фильммейкеров, которые и создали современные каноны кино – Стивена Спилберга, Джорджа Лукаса, Джеймса Кэмерона, Кветнита Тарантино и множество других.

Значительные изменения затем последовали и в профессиональном кинематографе. Ключевым словом является именно слово «затем». Цифровые технологии сначала прочно закрепились в сфере любительского видео, телевидения, а потом уже пришли в профессиональный кинематограф.

Начиная с 1970-х годов на дальнейшее развитие телевидения и кинематографа огромное влияние стали оказывать информационные технологии. Компьютеры из громоздких аналитических машин превращались в портативные и многофункциональные устройства. Информационные технологии нашли применение в разнообразных сферах жизнедеятельности и, естественно, стали основой модернизации кинооборудования, процессов съемок и монтажа.

Несмотря на общераспространенное представление о том, что компьютерные технологии молниеносно распространились и изменили образ жизни человека, в кинематографе цифровая революция скорее носит характер поступательного эволюционного прогресса.

Для малобюджетного кино использование цифровых камер было настоящим спасением – фильммейкеры получили возможность снимать дешевые полнометражные ленты. Недостатки цифрового оборудования, такие как плохие светочувствительность и цветопередача, низкое разрешение и т.п. умело вписывались кинематографистами в произведения в качестве творческого решения. (Большой резонанс имело направление кинематографа, получившее название "Догма 95" - оно провозглашало верховенство реалистичного сюжета и персонажей над техническими аспектами кинематографа. Кино в рамках этого направления снимается любительской камерой, без специального освещения и других технологий "украшающих" действительность).

Для крупнобюджетных фильмов цифровые технологии стали нужны для реализации в первую очередь различных фантастических картин, требовавших применения спецэффектов.

Еще в 1973 году на экраны вышел научно-фантастический фильм «Западный мир» Майкла Крайтона, в котором впервые использовалась компьютерная графика. Однако последующие 20 лет компьютерная графика, предполагающая программное создание, обработку изображений, а также компиляцию изображений с объектами реального мира, применялась достаточно ограниченно. В первую очередь это было связано с трудозатратностью применения компьютерной графики в тот период времени (а соответственно и с большими временными и денежными тратами).

Трейлер фильма "Западный мир", 1973 г.

Вышедший в 1982 году «Трон» (реж. Стивен Лисбергер) стал первым в истории кинематографа фильмом, в котором не эпизодически, а широко использовалась компьютерная графика. Фильм был техническим достижением тех времен, многие возможности компьютерной графики были придуманы и реализованы в нем впервые. Однако недостаточно большой коммерческий успех вновь приостановил широкое распространение цифровых технологий в кино.

Трейлер фильма "Трон", 1982 г.

В начале 1990-ых годов производится множество фильмов, в которых старые технологии, такие как комбинирование рисованной мультипликации и игры живых актёров или использование механических моделей, достигли больших высот. Так, например, визуальные эффекты в фильмах Роберта Земекиса «Кто подставил кролика Роджера» (1988 г.) и «Смерть ей к лицу» (1992 г.) имели ошеломляющее качество, однако в них не применялись достижения компьютерных технологий.

"Кто подставил кролика Роджера", 1988 г.
"Кто подставил кролика Роджера", 1988 г.

Тем временем компьютерные технологии становились все более и более доступными, качество компьютерной графики росло в геометрической прогрессии. Кинопроизводство пополнилось новыми профессиями и новыми компаниями – компаниями, специализирующимися исключительно на создании компьютерных визуальных эффектов.

Старые технологии многим фильммейкерам казались уже недостаточными.

В 1991 году Джеймс Кэмерон выпустил фильм «Терминатор 2: Судный день», в котором применялась технологии синтеза изображения компьютером (CGI - неподвижные и движущиеся изображения, сгенерированные при помощи трёхмерной компьютерной графики). На производство 4 минут экранного времени, ушло 8 месяцев работы и потребовало создания уникального программного обеспечения.

Фрагмент телешоу, посвященный CGI в фильме "Терминатор 2: Судный день"


В 1993 году Стивен Спилберг реализовал проект научно-фантастического фильма «Парк Юрского периода», в котором крайне реалистичное изображение динозавров, созданное с помощью сочетания механических (аниматронных) моделей и компьютерной графики, вывело зрелищность кинематографа на абсолютно новый уровень.

Кадр из фильма "Парк Юрского периода", 1993 г.  Фото: 	Universal Studios, Amblin Entertainment
Кадр из фильма "Парк Юрского периода", 1993 г. Фото: Universal Studios, Amblin Entertainment

В 1995 году на экраны выходит фильм «Каспер» (реж. Брэд Силберлинг), в котором впервые главный персонаж фильма – призрак - создан исключительно с помощью технологии CGI. В этом же году компания Pixar создала первый полнометражный компьютерный анимационный фильм «История игрушек» (реж. Джон Лассетер).

"История игрушек", 1995 г.
"История игрушек", 1995 г.

Дальше применение компьютерной графики стало использоваться повсеместно и сегодня продолжает повышать качество изображения. Продолжающееся удешевление применения компьютерных технологий позволило активно использовать наработанные крупными студиями достижения в производстве телевизионного контента, существенно расширило возможности мультипликационных компаний, а также способствовало достижению высокого качества картинки даже у малобюджетных картин.Что касается самого кинооборудования, отказ от пленочных кинокамер и переход к цифровым кинокамерам в большом кино проходил весьма болезненно. Профессиональное сообщество кинематографистов не использовало для съемок имеющиеся возможности цифрового оборудования аж до 2000-ых годов. И это обстоятельство связано не только с ретроградностью фильммейкеров. Множество объективных причин способствовало казалось бы излишней стойкости пленочных киноаппаратов.

Во-первых, видеопленка – это уникально качественный материал. Довольно быстро, избавившись от излишней горючести, она приобрела качества, позволяющие получать то, что принято называть «кинематографичное изображение». Именно полученное на пленке изображение имеет правильные характеристики цвета, света, глубины и множества других параметров, мало понятных сторонним людям. Кинематографисты утверждают, что изображение снятое на цифру до сих пор уступает пленке. Для зрителей отличие вряд ли подвластно восприятию, но не верить профессионалам у нас нет причин.

Во-вторых, компании, выстроившие свой бизнес на производстве и прокате пленочного кинооборудования (наиболее известные - Panavision (США) и Arri (Германия)) к тому моменту, когда цифровые технологии стали только появляться, достигли высочайшего технического качества и организационного совершенства. Эти компании сформировали очень удобную и доступную систему аренды кинооборудования. Нет ничего удивительного, что наработки всех предыдущих лет развития кинематографа, породившие устойчивую высококачественную и повсеместно распространенную систему, не были и не будут бесследно отброшены.

В-третьих, пленочные кинокамеры сумели интегрировать в себе достижения цифровых технологий. Появилась возможность монтировать снятые на пленке кадры в цифровом формате и даже компилировать эпизоды снятые на пленку и на цифру в одном фильме. Это позволяет, с одной стороны, снимать кино по старинке на пленку и одновременно, с другой стороны, пользоваться всеми возможностями информационных технологий, выпуская на экраны кино, обладающее наивысшими кинематографическими качествами. Может показаться парадоксальным, но одна из самых инновационных на сегодняшний день кинокомпаний IMAX (Канада, создана в 1970 г.), продолжает разрабатывать уникальные пленочные камеры и сопутствующее оборудование, являющееся передовыми достижениями современных технологий.Однако, эпоха цифрового кино все же настала.

Так, одной из первых картин, полностью снятых на цифровую кинокамеру стали «Звёздные войны. Эпизод II: Атака клонов», снятые Джорджем Лукасом в 2002 г. Кинокомпания Джорджа Лукаса «Lucasfilm» совместно с компаниями «Sony» и «Panavision» (американским лидером по производству и прокату пленочных кинокамер) разработали цифровую кинокамеру CineAlta (первым полностью цифровым фильмом снятым на эту камеру стал «Видок» (реж. Жан-Кристоф «Питоф» Комар, 2001 г., Франция)). Ее передовые качества позволили не только получить хорошую картинку, но и значительно уменьшить затраты на кинопроизводство.

Джордж Лукас. Источник фото: s1d3.turboimg.net
Джордж Лукас. Источник фото: s1d3.turboimg.net

Существовавшие до начала 2000-х камеры действительно имели достаточно скромные качества в сравнении с традиционной пленкой. По большому счету, профессиональных цифровых камер на тот момент и не существовало. Были достаточно хорошего качества телевизионные камеры и любительские камеры, которыми уже начали активно пользоваться кинематографисты.

В 1999 году Джеймс Джаннард основал компанию «RED» (США), которая стала специализироваться на производстве профессиональных цифровых кинокамер высокой четкости. Компании, специализировавшиеся на производстве пленочных кинокамер, в это же время начинают выпуск цифрового кинооборудования. Компании, специализировавшиеся на производстве фотооборудования, такие как Sony, активно разрабатывают новые стандарты цифрового видео и выпускают кинокамеры.

Камера RED - массово используемая сегодня в кинопроизводстве. Источник: http://toonfcpug.ning.com/photo/red-camera-arduino-makeshift
Камера RED - массово используемая сегодня в кинопроизводстве. Источник: http://toonfcpug.ning.com/photo/red-camera-arduino-makeshift

Началась новая волна технических соревнований в создании наиболее качественного киноаппарата. Также как и 100 лет тому назад, достижения в фотоиндустрии стали движущим локомотивом для развития «движущейся картинки». В 2000-е годы пленочные фотоаппараты уже повсеместно были заменены цифровыми, как в любительской, так и в профессиональной среде. Качество фотографий, получаемое цифровыми фотоаппаратами не заставляло сомневаться в правильности такого перехода. Пришло время модернизации и видеоизображений. Но, в отличие от эпохи создания киноаппаратов, этот процесс проходит без участия изобретателей-энтузиастов и сосредоточен в руках уже существовавших, либо недавно созданных, но очень крупных и влиятельных компаний.

Достоинства цифровых кинокамер бесспорны и очевидны. Съемки и пост-продакшен обходятся значительно дешевле. Обращение с цифровой камерой значительно легче и работа с отснятым материалом требует меньших трудозатрат. Нет необходимости хранить в специальных условиях, проявлять и транспортировать пленку. Можно перечислять и дальше.Однако, большую роль на развитие кинематографа играет не только и не столько сам по себе факт перехода от пленки к цифре.

Важно отметить, что технические изменения всегда влекут за собой и творческие перемены в процессе создания кино. В свое время разработка бесшумных и легких кинокамер развязала кинематографистам руки и дала возможность снимать фильмы на открытом воздухе и в движении, обогатила кинематограф новыми ракурсами и приемами. Таким же открытием для новых творческих возможностей в кино стало развитие цифровых технологий. Кино обогатилось не только описанными выше возможностями создавать новые сюжеты и новые персонажи с помощью компьютерной графики. Само по себе существование компактных цифровых кинокамер, способных снимать видео в высоком разрешении, делает возможным, например, совершенно по новому снимать различные экшен сцены (погони, драки и т.п.). Пожалуй, ключевой чертой цифровых кинокамер является именно их мобильность – в кинематографе даже стали использоваться камеры Go Pro, изначально создаваемые для съемок активных видов спорта.

Эпизод фильма "Безумный Макс: Дорога ярости", 2015 г., реж. Джордж Миллер. Яркий пример того, как возможности цифровых технологий преобразили кинематографичность экшен эпизодов.

Кинематограф даже обогатился своего рода новыми жанрами и формами. Молодые кинематографисты, имеющие в своем распоряжении только дешевые цифровые камеры практически зародили новый жанр в кино - жанр «найденная пленка» (псевдодокументальные фильмы, полностью или частично представленный зрителю как материалы с найденных записей видеокамеры – например, «Ведьма из Блэр» 1999 г., «Паранормальное явление» 2007 г.). Существенно расширились возможности так называемой «субъективной камеры», когда изображение на экране представлено как-бы глазами персонажа. Особую популярность с начала 2000-ых годов стали набирать «десктоп фильмы», большая часть либо все повествование в которых ведется с монитора компьютера «Влюбленный Тома» (2000 г., реж. Пьер-Поль Рендер), «Убрать из друзей» (2015 г., реж. Лео Габриадзе). Больше возможностей цифровая камера дает для создания фильмов, которые сняты одним кадром (например, «Тайм-код» (2000 г., реж. Майк Фиггис), «Русский ковчег» (2002 г., реж. Александр Сокуров)), имитируют отсутствие монтажных склеек Бердмен», 2014 г., реж. Алехандро Гонсалес Иньярриту) или имеют длинные планы, снятые без монтажаДитя человеческое», 2006 г., реж. Альфонсо Куарон).

Трейлер фильма "Убрать из друзей"

Цифровые технологии стали для кинематографа глотком свежего воздуха. Крупные студии получили возможность реализовывать масштабные и дерзкие проекты с использованием компьютерной графики. Цифровые камеры снизили затраты на съемки и монтаж фильмов. Их использование позволило вывести на качественно новый уровень приключенческие и фантастические картины. Независимые кинокомпании смогли с использованием возможностей современных цифровых технологий выработать новые и интересные для зрителей подходы к съемкам кино. А начинающие кинематографисты получили небывалые ранее возможности принимать участие в мировом кинопроцессе. Теперь снять кино можно практически на любую камеру, смонтировать его на персональном компьютере и отправить в конкурсную программу практически любого кинофестиваля или вовсе выложить в интернете.


Читайте продолжение: "
Эпоха цифровой кинореальности"