Как возникает стыд?
Стыд появляется от сравнения с оценкой. От сравнения с признанием разности, отличия друг от друга, стыд не возникает.
Например, взрослый дает оценку ребенку, ребенок слышит и чувствует себя не таким как надо. Оценка в сочетании с чувствительностью ребенка при отсутствии поддержки от родителей - в результате остается стыд.
Ребенок может чувствовать стыд из-за физических отличий - например, слишком высокий или слишком низкий. Очень важно, чтобы физические особенности были признаны: ты высокий, другие ниже, в этом нет ничего плохого, все разные! Ужас охватывает, если представить, через что приходится проходить ребенку, который растет в нетерпимой к отличиям среде. Это создает почву для нетерпимости и травли. А у того, кто не соответствует общепринятым представлениям, - появляются чувства стыда и ущербности. Это очень горько и вызывает отвращение.
Для чего же тогда нужен стыд?
Стыд регулирует адаптацию к нормам человеческого сообщества. Чем меньше терпимости в обществе, тем больше там стыда. В таких условиях человек может испытывать стыд даже из-за естественных потребностей, хотя это первый признак живого человека - потреблять и выделять.
Если же в обществе признаны различия между людьми, отсутствует нетерпимость к ошибкам, приняты открытые отношения, то стыда за свое несовершенство становится меньше. Оставшийся стыд регулирует то, что в сообществе неприемлемо.
Почему человек может чувствовать стыд за другого?
Стыд за других связан с тем, что не признана какая-то разность, инаковость: есть такие люди, и есть такие, и тебе не обязательно быть какой-то, какой ты не хочешь быть, но и эти люди могут выбирать быть теми, кем они могут и хотят.
Меня часто спрашивают, каким был мой опыт работы со стыдом.
Я перестала считать свои ошибки чем-то страшным, признала свои отличия от других, не боюсь говорить на трудные темы. Стыда в жизни практически не чувствую, это теперь редкость.
Автор иллюстрации: Саша Луки