В адыгском пантеоне роль бога огня и кузнечного дела выполнял Тлепш. Ученые усматривают связь адыгского Тлепша и греческого Гефеста: оба они не были равными другим богам, зачастую прислуживали им на собраниях, оба жили в уединенных кузницах, а не среди остальных богов. Связь Тлепша и Гефеста становится еще более явной, если вспомнить, что оба они имели проблемы с нижними конечностями: ноги Гефеста были слабы, а ноги Тлепша – отрезаны и заменены железными «протезами».
В реальной жизни адыгские (черкесские) кузнецы с древности составляли обособленную профессиональную группу внутри общины. Кузнецы традиционно пользовались у адыгов особым уважением как носители некоего тайного знания, имеющие дело со священными субстанциями – огнем и металлом. Железные предметы имели магические свойства и широко использовались в целительстве, например, при обряде излечения раненых, при облегчении родов, а также в свадебных и похоронных обрядах. В адыгских поселениях кузницы были центрами притяжения, являясь своеобразными мужскими клубами.
В целом кузнечное производство было ориентировано на изготовление хозяйственной утвари, а также оружия и конского снаряжения. Кузнечное дело, изготовление оружия и ювелирное искусство поднялись у адыгов до положения настоящего ремесла, то есть производства изделий на заказ и на продажу.
На фото: Адыгская кузница. Национальный музей Республики Адыгея.