Найти тему
#артшэринг

Рациональное искусство

Оглавление

Предисловие

Начиная с недавнего времени в прекрасном “Гараже” проходит выставка «Трансатлантическая альтернатива», посвященная одному интересному периоду в современном искусстве, а именно - Оптическому и Кинетическому ответвлению модерна 1950-х - 1970-х. Почему этот период современного искусства важен? Что именно представлено на выставке и почему вам обязательно нужно успеть посетить ее до закрытия 9 мая 2018? Наши сегодняшние #гульбища готовы дать развёрнутый ответ.

Надвиньте пенсне на глаза и умное выражение - на лицо: обсуждаем современное искусство!

История

И сначала - немного о том, что вообще такое этот Опт-Арт и с чего вообще в нем все началось.

На протяжении всего до-миллениумного столетия основным философским фундаментом общественной культуры является Модернизм - основной задачей которого было переосмысление консервативного искусства 19-го века. Отсюда и название - “Модернизм” - то есть искусство современности.

Фотографии получились такие, что можно нести на Shutterstock
Фотографии получились такие, что можно нести на Shutterstock

Философия Модерна сильно определялась историческими событиями, которые предшествовали этому периоду. Социалистические революции, мировые войны, кризисы и общемировой упадок  - в глазах современника, Мир, окружавший его, был разрушен, разобщен, а судьбы людей, целых стран и народов - были разбиты на тысячи маленьких кусочков. Так, все стремление людей в это время заключается в желании оправиться, собрать эти кусочки воедино, переосмыслить их и построить из них новый мир, в котором больше не будет места пережитым катастрофам. Из этого и складывается философия Модерна - исследуя микро-элементы, сформировать новые универсальные принципы проектирования общества будущего. Идеальное общество и культура Модерна - это четко стандартизированный и монументальный мир. Поэтому, основываясь на превалирующей "левой" политической философии времени, модернизм ставит в центр именно общество, а не отдельного человека, как раньше. Именно поэтому это направление получило особый виток в социалистических странах.

Как и предшествовавшая ему эпоха Просвещения, Модерн опирается на науку, логику и рациональность, но теперь - делает это в совершенно другой манере. Если во времена Просвещения наука воспевается искусством, изображается при помощи традиционных приемов, вроде правильных, симметричных и живописных изображений деятелей науки или подходящих античных образов (в пору Нео-Классицизма), то Модерн - уже не имеет за собой никаких человеческих сил воспевать или восхищаться, а наоборот - становится искусством строгим, рациональным, иногда даже грубым. Если искусство Просвещения - это "Высокое" искусство, нацеленное на вдохновение и одухотворение зрителя, то искусство Модерна - это так называемое "Низкое" искусство, крайне функциональное и рациональное.

Соединяя все вышесказанное воедино, именно из унифицирующих, утопически-социальных, и ультра-научных основ и формируется философское и культурное течение Модернизма. И если начинался Модернизм с Импрессионистов - изображавших простые и привычные вещи вроде общественных мест, обычных людей, в которых мог увидеть себя зарождающийся в тот момент средний класс, то закончил он еще большим упрощением - Конструктивизмом и его отростками, включая Неоконструктивизм в целом, и Оптический и Кинетический арт в частности.

Выставка

Уникальность события заключается в том, что основным фокусом экспозиции является не более популярное (в соответствующих кругах), западное течение искусства Модерна, а течения Восточной Европы и Латинской Америки - мест, где идеи унификации получили особую роль в свете социалистической идеологии находящихся там стран. Рассматривается на выставке довольно объективная и заслуживающая внимания выборка представителей Оп-Арта этих стран, затрагивающая все описанные выше приемы нео-конструктивизма - и декомпозицию изучаемого объекта до самых простых элементов, и ультра-научный подход к искусству, и его социальный фокус.

Основной фон фотосетов всей Экспозиции

На выставке представлено большое количество работ, изучающих гипертрофированные, простейшие объекты изобразительного искусства. Например, начинается выставка с нескольких работ Гего (Гертруды Голдшмит), занимавшейся изучением, всего навсего, линий - и конструирующей свои инсталляции при помощи света и двумерных фигур из проволоки - показывая, как из этих двух простейших вещей можно создавать объемные и более сложные фигуры. Таким приемом автор демонстрирует нам то, как что-то еле заметное, почти нематериальное, становится ощутимым.

Gego, Aplique de Reticulárea, 1969 (фото - Google)
Gego, Aplique de Reticulárea, 1969 (фото - Google)

В подобном ключе же, можно ознакомиться с работами Альмира Мавинье - который исследовал свойства точек - другого простейшего визуального элемента, из которого он формировал сетки, выражая тем самым философскую идею П. Клее, заключающаяся в том, что точка пересечения нескольких линий есть точка концентрации энергии - тем самым отражая свойства математической теории сетей, как и вообще - философию социального объединения.

Almir Mavignier, Untitled, 1925 (фото - Google)
Almir Mavignier, Untitled, 1925 (фото - Google)

О подобном “математическом” подходе к искусству вы также можете узнать подробнее на примере представленных работ Р. Винярского, начинал который именно с создания "системы программирования картин" - создания изображений при помощи компьютерной программы. Впоследствии автор отошел от такого слишком рационального отношения к искусству и занялся изучением случайного, эмоционального - в попытках описать сам человеческий фактор искусства. В подобном же ключе работала и, представленная на выставке, Вера Мольнар. Выработав сначала особые алгоритмы, а затем, подстроив под это особое ПО, Мольнар изучала последовательную, алгоритмическую трансформацию форм, а также -  эффект "инновационности", возникающий во всей такой композиции при добавлении в нее элемента случайности. В ее произведениях мы видим столкновение порядка и хаоса - и если начальным, отправным пунктом автора является система прозрачных и очевидных математических правил (вроде рядов и последовательностей), то затем, создавая все более хаотичную последовательность повторяющихся элементов она передает нам ощущение динамики - являющейся основным научным интересом Мольнар и многих Модернистов (в век скоростей-то) вообще. Объединяя эмоциональное (искусство) и рациональное (математика) в ее работах достигается уникальная изобразительная синергия.

Vera Molnar
Vera Molnar

Чтобы узнать больше об изучении эффекта света и теней - ищите на выставке произведения М. Добеша и дополнительно - мини-фильм “У окна” в рамках дополнительной экспозиции Андро Векуа  - захватывающая и ужасающая демонстрация того, как световые эффекты могут применяться в кинематографе и доносить эмоции триллера только при помощи акцентов, сделанных светом на тех или иных элементах комнаты.

Андро Векуа "У окна":  Feel the power of contemporary art
Андро Векуа "У окна": Feel the power of contemporary art

За экспериментами над созданием эффекта пространства можете обратиться к работам В. Визарели (искажения линий), Прицеля (рельефы), Фангора (контраст), Кларк (плоскости).

Отдельной и особой темой деятелей оп-арта и кинетистов является социальная значимость их работ - заключающаяся в парадигме, что зритель способен стать соучастником создания предмета искусства, что искусству необходимы приемы вовлечения зрителя в процесс осмысления предметов искусства.

Все - в Движении!

Такими исследованиями и таким творчеством занимались. например, НИИ Прометей (обязательно посмотрите на выставке их диафильм, чтобы понять, как лишь при помощи цвета и звука возможно доносить сюжет). Также обратите внимание на инсталляции А. Палатника (представленные не так полно, но передающие идею автора в достаточном объеме).

Авраам Палатник. «Кинетический объект KK 9а». 1966/2009.

С интересом также можно почитать о теории и искусстве В. Рихтера - изучавшем квадратные и прямоугольные геометрические фигуры. Его идея заключалась в том, что абстрактное искусство Неоконструктивизма герметично и элитарно. Составляя композиции в виде матриц из различных разновидностей прямоугольных форм, автор вдохновляется сооружениями Зиккуратов из Месопотоамии - которые, по мнению автора, являются отличным примером комплексных мегаструктур, составляющих концепцию синт-урбанизма - идеального подхода к строительству социалистических городов.

В. Рихтер - "Нужно построить Зиккурат" (шутка)
В. Рихтер - "Нужно построить Зиккурат" (шутка)

Заключительной и одной из самых запоминающихся инсталляций выставки является объект “Тихие волны вероятности” Миры Шиндель. Композиция, являющейся экспериментом с прозрачностью, которая создает иллюзию движения для зрителя, образована посредством сотен и тысяч свисающих с потолка лесок. Не смотря на то, что автор являлась агностиком, к своему произведению она приложила цитату из Ветхого Завета - с желанием передать мысль о том, что рука судьбы, случая, вселенной - невидима для нас, но ощутима, и что возможно этот “тонкий звук безмолвия” и есть Господь или Провидение, что нас ведет.

«Выйди и встань на горе пред Господом – и пройдет там Господь. И ураганный ветер будет рушить горы и валить скалы пред Господом, – но не в ветре Господь. После ветра – землетрясение, но не в землетрясении Господь. После землетрясения – пламя, но не в пламени Господь. А после пламени – тонкий звук безмолвия » - 3-я, Царств, 19 гл.

Выводы

Примечательно, что именно напротив этой выставки-гимна ушедшей эпохи сверх-рационализма представлена небольшая экспозиция М. Лившица одного из самых главных историков и критиков модернизма.

Экспозиция, посвященная М. Лившицу - "Гараж", 2018
Экспозиция, посвященная М. Лившицу - "Гараж", 2018

Именно за избыточную стандартизацию, разрушающую индивидуальность, за монументализм, скрывающий бедность - он и критиковал советский модернизм, и это отлично представлено в экспозиции (обратите внимание на эвкалипты у грандиозного конструктивного входа в комнату, глубоко пропитанной бедностью).

Экспозиция, посвященная М. Лившицу - "Гараж", 2018
Экспозиция, посвященная М. Лившицу - "Гараж", 2018

Разговор об этом переосмыслении модернизма и роли пост-модерна мы будем говорить в следующих лонгридах, а пока - благодаря выставке «Трансатлантическая альтернатива» мы можем ближе познакомиться с одним из течений культуры ушедшей от нас эпохи. Культуры прошлого, осколки которой, уж нам ли с вами не знать, еще остались - как вокруг нас, так и в нас самих. Знакомясь с этой культурой, мы способны лучше понять культуру современную, а также, и нас самих - нашу систему ценностей, как она меняется и как ей еще предстоит измениться в будущем.

Познанием этого мы и займемся с вами в наших будущих выпусках. До новых встреч!

Источники:


Собственные фото с выставки

О периодах искусства: Wiki

О Модерне: Art History Resources, Вот эта Дама

Об Оп-Арте: The Art Newspaper

Об Экспозициях: Гараж

А это мы! Слева-направо: Г-М-П
А это мы! Слева-направо: Г-М-П