Предисловие
Начиная с недавнего времени в прекрасном “Гараже” проходит выставка «Трансатлантическая альтернатива», посвященная одному интересному периоду в современном искусстве, а именно - Оптическому и Кинетическому ответвлению модерна 1950-х - 1970-х. Почему этот период современного искусства важен? Что именно представлено на выставке и почему вам обязательно нужно успеть посетить ее до закрытия 9 мая 2018? Наши сегодняшние #гульбища готовы дать развёрнутый ответ.
Надвиньте пенсне на глаза и умное выражение - на лицо: обсуждаем современное искусство!
История
И сначала - немного о том, что вообще такое этот Опт-Арт и с чего вообще в нем все началось.
На протяжении всего до-миллениумного столетия основным философским фундаментом общественной культуры является Модернизм - основной задачей которого было переосмысление консервативного искусства 19-го века. Отсюда и название - “Модернизм” - то есть искусство современности.
Философия Модерна сильно определялась историческими событиями, которые предшествовали этому периоду. Социалистические революции, мировые войны, кризисы и общемировой упадок - в глазах современника, Мир, окружавший его, был разрушен, разобщен, а судьбы людей, целых стран и народов - были разбиты на тысячи маленьких кусочков. Так, все стремление людей в это время заключается в желании оправиться, собрать эти кусочки воедино, переосмыслить их и построить из них новый мир, в котором больше не будет места пережитым катастрофам. Из этого и складывается философия Модерна - исследуя микро-элементы, сформировать новые универсальные принципы проектирования общества будущего. Идеальное общество и культура Модерна - это четко стандартизированный и монументальный мир. Поэтому, основываясь на превалирующей "левой" политической философии времени, модернизм ставит в центр именно общество, а не отдельного человека, как раньше. Именно поэтому это направление получило особый виток в социалистических странах.
Как и предшествовавшая ему эпоха Просвещения, Модерн опирается на науку, логику и рациональность, но теперь - делает это в совершенно другой манере. Если во времена Просвещения наука воспевается искусством, изображается при помощи традиционных приемов, вроде правильных, симметричных и живописных изображений деятелей науки или подходящих античных образов (в пору Нео-Классицизма), то Модерн - уже не имеет за собой никаких человеческих сил воспевать или восхищаться, а наоборот - становится искусством строгим, рациональным, иногда даже грубым. Если искусство Просвещения - это "Высокое" искусство, нацеленное на вдохновение и одухотворение зрителя, то искусство Модерна - это так называемое "Низкое" искусство, крайне функциональное и рациональное.
Соединяя все вышесказанное воедино, именно из унифицирующих, утопически-социальных, и ультра-научных основ и формируется философское и культурное течение Модернизма. И если начинался Модернизм с Импрессионистов - изображавших простые и привычные вещи вроде общественных мест, обычных людей, в которых мог увидеть себя зарождающийся в тот момент средний класс, то закончил он еще большим упрощением - Конструктивизмом и его отростками, включая Неоконструктивизм в целом, и Оптический и Кинетический арт в частности.
Выставка
Уникальность события заключается в том, что основным фокусом экспозиции является не более популярное (в соответствующих кругах), западное течение искусства Модерна, а течения Восточной Европы и Латинской Америки - мест, где идеи унификации получили особую роль в свете социалистической идеологии находящихся там стран. Рассматривается на выставке довольно объективная и заслуживающая внимания выборка представителей Оп-Арта этих стран, затрагивающая все описанные выше приемы нео-конструктивизма - и декомпозицию изучаемого объекта до самых простых элементов, и ультра-научный подход к искусству, и его социальный фокус.
Основной фон фотосетов всей Экспозиции
На выставке представлено большое количество работ, изучающих гипертрофированные, простейшие объекты изобразительного искусства. Например, начинается выставка с нескольких работ Гего (Гертруды Голдшмит), занимавшейся изучением, всего навсего, линий - и конструирующей свои инсталляции при помощи света и двумерных фигур из проволоки - показывая, как из этих двух простейших вещей можно создавать объемные и более сложные фигуры. Таким приемом автор демонстрирует нам то, как что-то еле заметное, почти нематериальное, становится ощутимым.
В подобном ключе же, можно ознакомиться с работами Альмира Мавинье - который исследовал свойства точек - другого простейшего визуального элемента, из которого он формировал сетки, выражая тем самым философскую идею П. Клее, заключающаяся в том, что точка пересечения нескольких линий есть точка концентрации энергии - тем самым отражая свойства математической теории сетей, как и вообще - философию социального объединения.
О подобном “математическом” подходе к искусству вы также можете узнать подробнее на примере представленных работ Р. Винярского, начинал который именно с создания "системы программирования картин" - создания изображений при помощи компьютерной программы. Впоследствии автор отошел от такого слишком рационального отношения к искусству и занялся изучением случайного, эмоционального - в попытках описать сам человеческий фактор искусства. В подобном же ключе работала и, представленная на выставке, Вера Мольнар. Выработав сначала особые алгоритмы, а затем, подстроив под это особое ПО, Мольнар изучала последовательную, алгоритмическую трансформацию форм, а также - эффект "инновационности", возникающий во всей такой композиции при добавлении в нее элемента случайности. В ее произведениях мы видим столкновение порядка и хаоса - и если начальным, отправным пунктом автора является система прозрачных и очевидных математических правил (вроде рядов и последовательностей), то затем, создавая все более хаотичную последовательность повторяющихся элементов она передает нам ощущение динамики - являющейся основным научным интересом Мольнар и многих Модернистов (в век скоростей-то) вообще. Объединяя эмоциональное (искусство) и рациональное (математика) в ее работах достигается уникальная изобразительная синергия.
Чтобы узнать больше об изучении эффекта света и теней - ищите на выставке произведения М. Добеша и дополнительно - мини-фильм “У окна” в рамках дополнительной экспозиции Андро Векуа - захватывающая и ужасающая демонстрация того, как световые эффекты могут применяться в кинематографе и доносить эмоции триллера только при помощи акцентов, сделанных светом на тех или иных элементах комнаты.
За экспериментами над созданием эффекта пространства можете обратиться к работам В. Визарели (искажения линий), Прицеля (рельефы), Фангора (контраст), Кларк (плоскости).
Отдельной и особой темой деятелей оп-арта и кинетистов является социальная значимость их работ - заключающаяся в парадигме, что зритель способен стать соучастником создания предмета искусства, что искусству необходимы приемы вовлечения зрителя в процесс осмысления предметов искусства.
Все - в Движении!
Такими исследованиями и таким творчеством занимались. например, НИИ Прометей (обязательно посмотрите на выставке их диафильм, чтобы понять, как лишь при помощи цвета и звука возможно доносить сюжет). Также обратите внимание на инсталляции А. Палатника (представленные не так полно, но передающие идею автора в достаточном объеме).
Авраам Палатник. «Кинетический объект KK 9а». 1966/2009.
С интересом также можно почитать о теории и искусстве В. Рихтера - изучавшем квадратные и прямоугольные геометрические фигуры. Его идея заключалась в том, что абстрактное искусство Неоконструктивизма герметично и элитарно. Составляя композиции в виде матриц из различных разновидностей прямоугольных форм, автор вдохновляется сооружениями Зиккуратов из Месопотоамии - которые, по мнению автора, являются отличным примером комплексных мегаструктур, составляющих концепцию синт-урбанизма - идеального подхода к строительству социалистических городов.
Заключительной и одной из самых запоминающихся инсталляций выставки является объект “Тихие волны вероятности” Миры Шиндель. Композиция, являющейся экспериментом с прозрачностью, которая создает иллюзию движения для зрителя, образована посредством сотен и тысяч свисающих с потолка лесок. Не смотря на то, что автор являлась агностиком, к своему произведению она приложила цитату из Ветхого Завета - с желанием передать мысль о том, что рука судьбы, случая, вселенной - невидима для нас, но ощутима, и что возможно этот “тонкий звук безмолвия” и есть Господь или Провидение, что нас ведет.
«Выйди и встань на горе пред Господом – и пройдет там Господь. И ураганный ветер будет рушить горы и валить скалы пред Господом, – но не в ветре Господь. После ветра – землетрясение, но не в землетрясении Господь. После землетрясения – пламя, но не в пламени Господь. А после пламени – тонкий звук безмолвия » - 3-я, Царств, 19 гл.
Выводы
Примечательно, что именно напротив этой выставки-гимна ушедшей эпохи сверх-рационализма представлена небольшая экспозиция М. Лившица одного из самых главных историков и критиков модернизма.
Именно за избыточную стандартизацию, разрушающую индивидуальность, за монументализм, скрывающий бедность - он и критиковал советский модернизм, и это отлично представлено в экспозиции (обратите внимание на эвкалипты у грандиозного конструктивного входа в комнату, глубоко пропитанной бедностью).
Разговор об этом переосмыслении модернизма и роли пост-модерна мы будем говорить в следующих лонгридах, а пока - благодаря выставке «Трансатлантическая альтернатива» мы можем ближе познакомиться с одним из течений культуры ушедшей от нас эпохи. Культуры прошлого, осколки которой, уж нам ли с вами не знать, еще остались - как вокруг нас, так и в нас самих. Знакомясь с этой культурой, мы способны лучше понять культуру современную, а также, и нас самих - нашу систему ценностей, как она меняется и как ей еще предстоит измениться в будущем.
Познанием этого мы и займемся с вами в наших будущих выпусках. До новых встреч!
Источники:
Собственные фото с выставки
О периодах искусства: Wiki
О Модерне: Art History Resources, Вот эта Дама
Об Оп-Арте: The Art Newspaper
Об Экспозициях: Гараж