Когда мы передавали иракцам ракетные катера, в день получения ими нового имени приносился в жертву баран. Члены команды окунали ладони в его кровь и ставили их отпечатки на рубке. Это было в начале 70-х годов. Что уж говорить о более старых временах?
Барашками при спуске на воду нового судна ограничивались только более цивильные греки, а всякие брутальные финикийцы или викинги считали, что без человеческой кровушки не обойтись. Ведь корабль они зачастую воспринимали как некоторое одушевлённое существо, (недаром на носу рисовались глаза, чтобы лучше видел все опасности) - от благосклонности которого будут зависеть их жизни. Да и богам лишний донат не помешает.
Умерщвляли рабов и прекрасных девиц, а вот практичные римляне для этих целей употребляли пойманных пиратов. Технологию жертвоприношений я приводить не буду, приятного в этом мало. Но времена менялись, гуманизм шагал семимильными шагами и со временем кровь была заменена вином, как впрочем и в религиозных жертвоприношениях.
Кстати, в крещении корабля зачатую участвовали и священнослужители. Например, в Британии в 1418 году королевский корабль крестил сам епископ. И получил за это аж 5 фунтов стерлингов, по тем временам деньги неплохие.
Вином тогда корабль окропляли из серебряного или золотого кубка, который потом выбрасывался в море. Но жаба в итоге задавила и перешли просто на бутылки. Доподлинно известно, что впервые о нос корабля разбили бутылку именно в Англии в 1699 году
Определённое время это было чисто мужским занятием, однако и на него женщины сумели наложить руку.
На снимке выше дама действует вполне грамотно, а был случай в начале, когда некая принцесса, не рассчитав траекторию, огрела бутылкой по голове одного почётного гостя. Вот вам и жертва! Он отделался больничной койкой, но судно было окрещено.
Впрочем, и при удачном попадании кое-кому доставалось от осколков.
Позже бутылки стали подвешивать на длинном лине и оплетать сеткой. Но даже в этом деле не обошлось без извращений. В период сухого закона в США там начали крестить корабли водичкой. К чему хорошему это могло привести? Известно, что военный корабль США "Конститьюшн" отказывался спускаться на воду после окропления водой. Но как только о форштевень расколотили бутылку мадеры (была таки в заначке), дело немедленно пошло на лад и корабль заскользил навстречу волнам.
Так согласились ли корабли ограничиваться винишком, да ещё из женских рук? Если присмотреться внимательнее, то станет ясно - при каждом удобном случае от человеческих жертв они не отказываются.
Вспомним некоторые случаи.
1883 год. Частная верфь в Шотландии «Александр Стефан и сыновья", что стоит на берегах Клайда близ Глазго. Через несколько минут после спуска на воду небольшой пароход "Дафнэ" неожиданно перевернулся, из 195 человек, находившихся на его палубе, остались в живых 71. Это были в основном строившие его рабочие. Ошибки в проектировании, как потом удалось установить.
1902 год. Спуск на воду броненосца "Император Александр III". Для смазывания жиром стапеля и лучшего скольжения было убито 5000 баранов и овец. Но кораблю этого показалось мало.
На церемонию собралась масса народа. Музыка, флаги... Одно огромное полотнище было укреплено на пятиметровом флагштоке на плавучем кране. Броненосец уже был на воде, когда налетел сильнейший шквал. Флагшток не выдержал и сломавшись, полетел на головы публики.
На месте был убит полковник жандармерии Пирамидов и воспитанник Морского инженерного училища имени императора Николая I Густомесов. Через полчаса скончался воспитанник Ван-дер-Берден
и ещё двое получили тяжелейшие травмы. Броненосец "Александр III" - это тот корабль, из 867 человек экипажа которого в Цусимском сражении не спасся ни один человек.
1911 год. "Титаник". Ещё во время его постройки погибло 6 человек и 246 получили увечья вплоть до ампутации конечностей. При спуске на воду вылетевшее из-под него бревно убило рабочего из бригады, работавшей на стапеле. Но аппетит его был не удовлетворён. Чем всё закончилось, известно каждому.
1936 год. Линкор "Шарнхорст". Построенный только наполовину, он убил около сотни рабочих и две сотни тяжело покалечил, неожиданно повалившись на бок в сухом доке. При достройке количество жертв продолжало увеличиваться. В день спуска в присутствии фюрера не выдержал задерживающий трос. Корабль навалился на две баржи, одна немедленно пошла на дно со всей командой, другая осталась на плаву, но большая часть людей на ней погибла. В 1943 году он был потоплен англичанами. Команда состояла без малого из двух тысяч человек. Спаслись только 36.
И тут есть такая байка, но за подлинность я не ручаюсь. 34 были подобраны противником, попали в плен и там все погибли. Двое же вплавь добрались до берега Норвегии и даже с аварийным комплектом. Попытались разогреть пищу на прилагавшемся примусе. Тот взорвался, облив их горючим и в итоге они скончались в муках.
1959 год.Подводная лодка К-19. Ещё в процессе строительства во время покрасочных работ при возникшем пожаре получили сильнейшие ожоги двое рабочих и позже задохнулась малярша. При спуске на воду с первого раза не разбилась бутылка с шампанским. Ну, а то, что с ней было дальше, вполне описывается полученной ею кличкой - "Хиросима".