Найти тему
Little Big NL | Голландия

Общественно-транспортный этикет в Нидерландах

За два с половиной года жизни в Амстердаме я до сих пор не освоилась с велосипедом (да, стыд и позор), так что приходится активно пользовать общественный транспорт - сейчас мои передвижения в среднем распределяются примерно так: 60% - трамвай, 30% - метро, 10% - автобус. И в этом маленьком мире регулярных пассажиров, как и в любом другом спонтанно образованном социуме, есть свои правила - гласные и негласные.

Про некоторые формальные штуки в общественном транспорте я уже писала тут. Кроме этого к формальным, но не всегда очевидным правилам можно добавить, например, что вход в автобус всегда через переднюю дверь, а в трамвай - через переднюю или предпоследнюю, где сидит кондуктор (хотя вот в старых трамваях, где кондукторов нет - царит полный хаос). Или вот, с велосипедами можно кататься в электричках и метро (но только вне часа пик и, желательно, в bike-friendly вагонах), а в автобус и трамвай с железным другом нельзя (хотя есть несколько трамваев, со специальными креплениями для 2-3 велосипедов - туда вот можно). В общем, одни сплошные нюансы и исключения.

Но интересно, на самом деле не это, а такие вот негласные правила поведения, своеобразный этикет, про который узнать можно исключительно путем наблюдения за аборигенами.

Конечно, такой этикет есть в любой стране, но если в России, главные правила это “Уступи место старшему” и “Ну дай же людям сначала выйти а потом заходи сам!”, то в Голландии их немного больше. Итак:

Места “для инвалидов, лиц пожилого возраста и пассажиров с детьми”

Тут все элементарно: Вам не придется уступать место, если вы его не занимаете (тут должен быть мемчик со смекалистым темнокожим парнем, ну вы поняли какой)))

В общем, да, все просто. “Особые места” в автобусах и трамваях тут обычно крайне очевидны (кресла обтянуты красным, площадки для колясок отмечены соответствующим знаками) и сознательные пассажиры просто их игнорируют и не занимают, даже если салон утрамбован достаточно плотно. Как человек, который 2,5 года катается на трамваях с детской коляской, я офигенно рада возможности не выпрашивать ежедневно кусочек жизненного пространства, а просто быть уверенной в том, что оно для меня предусмотрено.

(Справедливости ради надо сказать, что если уж место кем-то занято, то попа эта оттуда поднимается очень неохотно, так что этот мир тоже не без изъянов)

-2

Здороваться - это нормально

Если хотите сойти за местного - с первого же дня начинайте здороваться с водителем и кондуктором, при входе в трамвай или автобус. И желательно с улыбкой, пусть и дежурной 🙂 Наблюдая за тем, как загружаются в салон пассажиры можно очень легко определить, кто из них турист или “новенький”, а кто местный или успешно интегрированный. Мне часто приходится ездить в Амстердаме на трамвае №13, причем несколько раз в день, так что с некоторыми кондукторами мы уже не просто здороваемся, а поддерживаем очень милые small talks (почти все они свободно говорят на английском, кстати).

И не забудьте попрощаться

Мне кажется, это уникальная голландская фишка (во всяком случае удивляются и умиляются ей даже вполне себе западные экспаты) - водители автобусов тут машут вам рукой на прощанье (да, почему-то именно автобусов, причем и городских, и рейсовых).

-3

И вам, конечно, стоит помахать им в ответ 🙂 За секунду до того, как шагнуть в открывшиеся двери - просто обернитесь в сторону водителя и увидите, что он уже ждет или машет вам “пока-пока”.

Ерунда, ведь? Но чертовски приятная.


__________________________
Little Big NL в Telegram, Instagram и Facebook, подписывайтесь!