После судебного разбирательства бывший король Франции Людовик XVI был приговорен к смерти и публично казнен 21 января 1793 г. За смертный приговор проголосовали 387 депутатов Конвента, против высказались 334. Казнь короля стала серьезным политическим шагом, который окончательно подвел черту под относительно мирным ходом политической борьбы. Люди, спровоцировавшие кровавую расправу над заключенными в тюрьмах, а затем подписавшие смертный приговор ни в чем не повинному монарху, переступили грань, после которой не чувствовали себя связанными какими-либо моральными нормами и без всякого сомнения стали убивать своих политических противников.
Тем временем Франция погрузилась в хаос экономической катастрофы. Деньги полностью обесценились, а цены на хлеб взлетели на невиданную доселе высоту. Внешнеполитическое положение также было очень тяжелым. 1 февраля 1793 г. Конвент объявил войну Англии, после чего против Франции окончательно оформилась коалиция государств, в которую вошли Великобритания, Австрия, Пруссия, Голландия, Испания и итальянские государства. Уже в марте французская армия была разгромлена войсками коалиции и отступила из Бельгии и с Рейна. Конвент принял закон, обязавший каждый департамент выставлять определенное число новобранцев, после чего на северо-западе страны в Вандее началось восстание крестьян, которые перебили местных санкюлотов и отказались подчиняться правительству в Париже. Измученные революционными преобразованиями жители Вандеи желали восстановись монархию Бурбонов, жизнь при которой теперь казалась раем.
В этой обстановке якобинцы, составлявшие меньшинство в Конвенте, но пользовавшиеся поддержкой агрессивной Коммуной Парижа, решили захватить власть в свои руки. Они добились введения максимума цен на хлеб – искусственное ограничение роста цен, который был вызван естественными и вполне объяснимыми экономическими причинами, которые нельзя было заставить подчиняться законам Конвента. Сперва максимум был очень популярен в народе, но естественным следствием его принятия вскоре стало полное исчезновение хлеба и голод. Однако, именно эта мера позволила якобинцам силой захватить власть и продержаться некоторое время на вершине.
Жирондисты понимали всю бессмысленность и опасность предложений якобинцев, единственным желанием которых была только безраздельная власть над истерзанной страной. Поскольку Робеспьер никогда не пришел бы к власти мирным путем, он решил силой расправиться со своими противниками. 31 мая 1793 г. 10 тысяч вооруженных санкюлотов окружили здание Конвента и навели на него жерла 163 пушек. Под угрозой расстрела картечью 2 мая якобинцы и Коммуна Парижа заставили депутатов выдать на расправу толпе 29 лидеров партии жирондистов. Во Франции была установлена диктатура якобинцев и страна погрузилась в пучину кровавой резни.
Максимилиан Робеспьер мог удержать власть и управлять французами только поставив их под угрозу немедленной смертной казни в случае малейшего неповиновением словом или делом. Уже в конце мая Лионе, Марселе и Тулоне, крупнейших после Парижа городах Франции, вспыхнули восстания против нарушивших конституцию якобинцев.13 июля 1793 г. Шарлотта Корде убила Марата, одного из главных вдохновителей истребления собственного народа. В ответ на это Робеспьер утопил французов в их собственной крови. Созданный по инициативе Дантона Комитет общественного спасения фактически узурпировал власть в стране. Революционный трибуналы, рассматривая дела по упрощенной процедуре, тысячами отправляли людей под нож гильотины.
Летом 1793 г. после всенародного референдума Конвент принял новую более демократическую конституцию, но уже в октябре «временно» отменил ее до «полной победы над врагами революции». Конвент присвоил себе полномочия, которых не было ни у одного абсолютного монарха. Во Франции больше не было ни выборов, ни местных независимых органов управления, ни каких-либо гарантий прав и свобод граждан. Остались только якобинцы, голод и свист лезвия гильотины, который не затихал ни на минуту.
По принятому 17 сентября 1793 г. «Закону о подозрительных», по которому можно было арестовать по голословному обвинению и бессрочно содержать в тюрьме любого жителя Франции. Вскоре по приговорю Революционного трибунала была казнена Мария-Антуанетта. Сеть якобинских клубов, покрывшая всю страну, заменила местные органы управления. Осенью 1793 г. якобинцы принялись громить оставшиеся католические храмы и убивать священников. Робеспьер желал вообще отменить во Франции христианство, заменив его культом некоего высшего существа, уходящего своими корнями в масонство. Чтобы отменить христианское воскресенье, якобинцы ввели новый революционный календарь, в котором месяцы состояли из 3 декад по 10 дней каждая.
К концу 1793 г. французская армия смогла вытеснить войска коалиции с территории страны. 9 октября якобинцы ворвались в мужественно защищавшийся Лион и устроили кровавую расправу над жителями города. Лион сровняли с землей, а оставшиеся дома переименовали в «Освобожденную коммуну». 19 декабря был взят Тулон, при захвате которого отличился молодой капитал артиллерии Наполеон Бонапарт, который был сразу произведен в бригадные генералы. Повстанце в Вандее были загнаны в леса и болота, где они продолжали вести партизанскую войну.
Введение максимумов цен на все продукты питания самым пагубным образом сказались на умирающей французской экономики. Чтобы хоть как-то спасти положение, Конвент конфисковал земли бежавших из страны эмигрантов и казненных состоятельных людей, пустив эти угодия на продажу. Однако эта мера не принесла желаемого результата. Во Франции царили голод и разорение.
Расправившись со всеми своими политическими противников. Робеспьер начал истреблять своих сторонников. Первой жертвой стали самые радикальные члены Коммуны Парижа, возглавляемые Эбером. В марте 1794 г. Эбер и его сторонники были арестованы, переданы в руки трибунала и гильотинированы. Следующими под нож пошли Дантон, Демулен и другие приверженцы более мягкой политики, выступавшие за ослабление террора. Подобно богам Древней Эллады революция начала пожирать своих детей.
Политика Максимилиан Робеспьера загнала его в тупик, выхода из которого не было. Когда лидер якобинцев попытался в очередной раз устроить «чистку» в Конвенте, опасаясь за свою жизнь депутаты решили действовать немедленно. 27 июля 1794 г. больной туберкулезом Робеспьер был изгнан из зала заседания Конвента. Во время своего последнего выступления у него началось кровотечение, и под крики собравшихся «Убийца! Кровь Дантона душит тебя!», он был отнесен в Отель Девиль - штаб Коммуны. Вечером того же дня национальные гвардейцы штурмом взяли Отель Девиль, арестовали Робеспьера, который вместе с 20 своими сторонниками вечером следующего дня отправился на гильотину. 29 июля казнили еще 71 человека, главным образом членом Коммуны Парижа. Диктатура якобинцев пала.
Всего за время якобинского террора было арестовано и брошено в тюрьму от 200 тысяч до полумиллиона человек. Из них якобинцы казнили или замучили в застенках около 40 тысяч человек. Более 85 % жертв якобинцев были простыми людьми: крестьянами, ремесленниками, мелкими торговцами или принадлежали к низшему слою интеллигенции. Террор Робеспьера был направлен не против сторонников реставрации монархии, а против бывшего третьего сословия, во имя равноправия которого и совершалась революция.
По новому революционному календарю крушение якобинцев произошло 9 термидора, поэтому последовавшие за этим события получили название термидорианской реакции. Наступило время так называемого «белого» террора, когда жертвы получили возможность отомстить своим палачам. Однако размеры истребления якобинцев были ничтожно малы по сравнению с той кровавой бойней, которую устроил во Франции Робеспьер.
Термидорианский Конвент был настроен как против якобинцев, так и против роялистов (сторонников монархии). В октябре 1795 г. была принят новый основой закон страны, получивший название Конституция III года (в соответствии с летоисчислением по новому календарю). Во Франции вводился двухпалатный парламент – Законодательный корпус и избираемый верхней палатой исполнительный комитет из 5 человек – Директория. Выборы в Законодательный корпус должны были проводиться ежегодно, обновляя 1/3 депутатов обеих палат.
В наследство от якобинцев Директории досталась полностью разрушенная экономика, голод и громадная инфляция, полностью обесценившая бумажные ассигнации, которое отказывались принимать торговцы, требуя расплаты звонкой монетой. Термидорианцы сразу же отменили губительные максимумы цен, после чего в лавках вновь появились продукты питания. Они стоили очень дорого, но свободно лежали на прилавках и их можно было купить. Только в 1797 г. правительству удалось поправить положение и вернуться к твердой валюте. Оздоровлению хозяйства способствовали и обильные урожаи 1797 и 1798 гг., когда крестьяне перестали заниматься политикой и вернулись на поля.
Директория не только смогла добиться стабилизации экономики, но и проводила чрезвычайно удачную внешнюю политику. Посланный в 1796 г. в Италию по главе армии генерал Наполеон Бонапарт наголову разгромил австрийцев и в апреле следующего года вывел Австрию, в вслед за ней и Пруссию из войны. В 1798 г. на завоеванных территориях французское правительство создали 3 союзные республики – Батавскую в Голландии, Гельветическую в Швейцарии и Римскую в Папской области. Кроме того французские войска вытеснили англичан с острова Мальта, вторглись в Египет и на Ближний Восток.
После парламентских выборов в сентябре 1797 г., на которых победили роялисты, чтобы не допустить восстановления монархии Директория была вынуждена отменить результаты голосования. Из состава самой Директории были выведена 2 ее члена, правительство арестовали лидеров монархической партии и закрыло газеты роялистов. Схожая ситуация повторилась в мае 1798 г., когда на выборах победили якобинцы.
Директория не выполняла нормы Конституции III, превратив этот документ в пустую бумагу, что не могло не вызвать политический кризис. Лишившись опоры в виде соблюдения закона, термидорианцы серьезно подорвали свои позиции. Достаточно было только военных осложнений в Италии, чтобы режим Директории развалился, как карточный домик. 10 ноября 1799 г. в результате военного переворота власть перешла к трем консулам, среди которых ведущую роль играл Наполеон Бонапарт.