Найти в Дзене
Царские палаты

История про Иону, который провёл трое суток внутри кита

Оглавление
Лукас Кранах Старший. Иона и кит
Лукас Кранах Старший. Иона и кит

Иона — герой библейского чуда, пророк, который также назывался "антипророком". Сюжет, связанный с этим иудеем, очень популярен в культуре всех авраамических религий (от автора: авраамические религии — это иудаизм, христианство и ислам). Кто такой Иона, почему он стал так популярен и почему его проглотил кит — читайте в этой статье.

Кто такой этот Иона?

Итак, Иона — библейский пророк, входящий в круг так называемых "малых" пророков, упоминания о которых можно найти в Ветхом Завете. Об Ионе можно прочитать в Четвёртой Книге Царств, ему посвящена 14-я глава.

Предположительно Иона жил на рубеже IX-VIII вв. до н.э. в землях, находящихся недалеко от Назарета, где 800 лет спустя родился Иисус Христос — главная фигура христианства.

По преданию Иона — сын сааребской вдовы, которую вернул к жизни пророк Илия.

Назарет по William Holman Hunt (1827-1910, United Kingdom)
Назарет по William Holman Hunt (1827-1910, United Kingdom)

Как и почему Иона стал пророком?

В годы жизни Ионы на исторической арене продолжалась борьба между иудеями и ассирийцами. Ниневия — столица Ассирийской державы — считалась в это время самым богатым, крупным торговым городом, где сосредоточилось множество культур. Однако, несмотря на своё прогрессивное существование, Ассирия во главе с Ниневией до сих пор оставалась политеистическим государством (от автора: мы не называем ассирийцев язычниками, потому что термин "язычество" возник в контексте христианской культуры и означал политеистов, не исповедующих веру в Иисуса Христа).

Решить вопрос с неверными ассирийцами Всевышний приказывает Ионе, наказав ему отправиться в Ниневию и проповедовать там слово божье.

"Антипророк" Иона: библейский храбрец

В этой ситуации Иона проявляет свои первые "антипророчьи" черты — вместо того, чтобы возрадоваться от ниспосланной ему чести от Всевышнего, Иона крайне пугается совсем не радужной перспективе посещения Ниневии, где ему, как иудею, и без того не будут рады, а с сомнительными предложениями о едином боге — тем более.

Единственным логичным решением в этой ситуации Иона считает побег, как говорится, "к тётке, в глушь, в Саратов", но, за неимением на древней карте мира такого населённого пункта, отправляется в Таршиш (или по греко-латински в Фарсис), сев на корабль в порту Иоппия.

На этой карте прекрасно видно, куда нужно было Ионе и куда он на самом деле собрался, сев на судно в Иоппии.
На этой карте прекрасно видно, куда нужно было Ионе и куда он на самом деле собрался, сев на судно в Иоппии.

А может, это всё — притча, литературное произведение?

Здесь может возникнуть такой закономерный вопрос. Почему — спросите вы? Потому что здесь имеет место быть художественно-символическое оформление сюжета. Вот в чём вся соль: Иона спускается в мире физическом — сначала в порт, потом на корабль, затем и вовсе в трюм. Он будто спускается на самое дно, лишается всех признаков пророка, становится недостойным для того, чтобы быть транслятором божьего слова. Этот "спуск" Ионы очень литературен, поэтому стал предлогом для обсуждения подлинности данной истории. Некоторые исследователи предполагают, что притча об Ионе была написана позднее, но точно не позднее I в. н.э., так как о пророке упоминал сам Иисус Христос.

Как Иона всё-таки попал во чрево кита?

Вернёмся к нашим баранам. Иона спустился в трюм, но спустя некоторое время море заявило свои права на судно — начался шторм. Иона и весь коллектив корабля сошлись во мнении, что морские неурядицы — исключительно божий промысел, а причина тому — нахождение на судне Ионы, который ослушался решения бога и должен быть немедленно сброшен в пучину морскую.

Adam Willaerts. Иона и кит
Adam Willaerts. Иона и кит

Так и поступили — Иона был сброшен за борт и проглочен китом, завершив тем самым свой спуск и попав в некий прототип преисподней, а море успокоилось и оставило корабль в покое.

Как Иона выжил внутри кита и зачем всё это было нужно богу?

Иона проводит внутри кита символическое количество дней — трое суток. В течение этого времени Иона раскаивается в своём грехе и неустанно молится. Его молитвы легли в основу 6-й песни канонов.

Бог милостлив, и он услышал зов своего раба Ионы — и приказал огромной рыбине отпустить раскаявшегося пророка, чтобы тот, наконец, исполнил своё предназначение. Кит освобождает Иону из заточения, выплюнув пророка немного дальше современной Хайфы, которая относится к несвятой земле. Это означает, что Иона временно лишён привелегии находиться на Святой земле, пока не исполнит божий указ.

Jonah and the Whale Jan Brueghel the Elder, 1887
Jonah and the Whale Jan Brueghel the Elder, 1887

Символ грехопадения и воскрешения. Прообраз Христа

Иона подчинился богу и отправился в Ниневию, хотя сам, при этом, желал ассирийцам наказания, которого они заслужили, ведя столь неправедный образ жизни и увязая в грехах. Явившись в столицу мира, Иона говорит всего 4 слова на иврите: "Через 40 дней город будет разрушен". И тут произошло чудо: покаялся царь, покаялись люди, раскаялись в своих грехах даже коровы и ослы.

Иона ждал, когда на Ниневию обрушится кара небесная, и вновь проявил себя как "антипророк" — он вновь ведёт себя дерзко по отношению к богу, злясь на него за подобное отношение к ассирийцам.

Бог сообщает Ионе новую истину: он — отец всем людям, а не только иудеям.

Jonas in einem Holzrelief geschnitzt und gefasst um 1910 in der Pfarrkirche St. Ulrich in Gröden des Josef Welponer-Strëub
Jonas in einem Holzrelief geschnitzt und gefasst um 1910 in der Pfarrkirche St. Ulrich in Gröden des Josef Welponer-Strëub

История об Ионе многому учит: он становится символом грехопадения, отказавшись подчиниться богу, и спускается на самое дно; при этом, он становится символом воскрешения, найдя в себе силы возродиться духовно и физически, поднявшись из преисподней и вновь удостоившись чести общения с богом.

Иона становится единственным из малых пророков, кого вспоминает Христос, говоря, что и ему, подобно Ионе, предстоит спуститься в преисподнюю, а на третий день — подняться из неё. Таким образом, Иона становится символичным прообразом воскрешения Иисуса Христа.