Как душевно играет», «сыграл с душой" или "исполнил без души".
Эти фразы можно услышать достаточно часто. Никто не задумывается, что это значит. Люди просто поворачиваются друг к другу, одобрительно кивают и с улыбкой смотрят на исполнителя, если он вложил, конечно, эту самую душу.
Слушатели часто даже не разбираются в музыке, да и музыкант может знать только три аккорда, не попадать в ноты, но всё равно восклицают: «Ах, какой. Всю душу вложил!»
Всё дело в том, что многим людям важнее само исполнение, а не композиция. Техничность, и строгое соблюдение всех норм произведения отходит на второй план. Именно вложенная в игру душа и выразительность даёт сопереживание зрителям. Душа транслируется в инструмент, например в гитару. А гитара становится одушевлённым предметом. Становится с исполнителем одним целым.
Можно выучить сложные невообразимые мелодии, сыграть «Полёт шмеля», только главное чтобы это не было как у робота: ровно и без души. Я похлопаю этому человеку в любом случае, как минимум за кропотливый труд и месяцы работы над алгоритмом. Но меня больше привлечёт человек, играющий на одной струне и притоптывающий себе ногой, создающий самобытный ритм и жаждущий не точности воспроизведения, ему просто в счастье играть. Очень хорошо это получается у темнокожих музыкантов, многие из них самоучки без музыкального образования, но их струны будто волшебные.
А чтобы лучше оживить гитару, ей дают имя. Женское имя. Люси, Пенелопа, Венера, их множество. Ведь гитара создана по образу и подобию женщины. Гитаристы полушутя, говорят, что когда берут гитару в руки, то словно ласкают женщину, а когда играют на струнах, то занимаются любовью с ней. С большой неохотой отдают в руки другому человеку, если просят сыграть. Она часто является роскошным предметом интерьера и получает самые сексуальные комплименты. Как после этого у гитары не может быть души?
Гитару оживляют люди. Я приведу примеры некоторых исполнителей, разных по виртуозности, но тех, чья гитара трогает. Их гитары читают стихи, плачут и радуются...
Гитара каждого исполнителя звучит по особенному. Например, у Владимира Семёновича она звучит блатно и дерзко, по дворовому. «Где мои семнадцать лет? На Большом Каретном!»
Закройте глаза, вспомните этот звук. Характерное звучание гитары Высоцкого легко можно представить: будто сидишь ночью во дворе, а перед тобой, со всей экспрессией, приглушая и ударяя по струнам, шумно и так естественно, не поёт, а громко читает стихи под аккомпанемент – Владимир Семёнович Высоцкий. И как играет! Бегает рукой по всему грифу, а создаётся впечатление, что по струнам иногда не попадает, они порой дребезжат и плачут как ободранный кот, но нет, это специально, это всё характерная манера игры, стиль Высоцкого и его семиструнка. Она придаёт минорный (грустный) оттенок аккордам, и тут ты понимаешь, что в груди твоей что-то шевелится...
Так гитары читают стихи.
Есть еще один серьёзный человек. Самоучка из Англии. Он очень хорошо знает, «как нежно плачет гитара». Это несравненный Джордж Харрисон. Его называли "тихим битлом", но самым трогательным музыкантом. Он один из самых проникновенных гитарных исполнителей. Инструмент действительно плачет в его руках, разговаривает, ведает нам историю. А его «ситара», медитативно уносит нас в индийские деревни.
Так гитары нежно плачут.
Па́ко де Луси́я — один из самых известных в мире гитаристов фламенко. Соединил друг с другом фламенко и бразильские ритмы. Удивительно играл: закрывал глаза, откидывал голову, и музыка лилась из деревянного инструмента. Радиослушатели, зрители и критики не могли наслушаться его характерной манере игры. Гитарой он создавал яркий рисунок в голове слушателя. Каждая взятая нота – это сильная эмоция, глубокое переживание! Представляется даже, что именно по причине такой самоотдачи и эмоциональности, Пако рано умер от сердечного приступа.
Так гитары радуются.
Не все умеют вдохнуть жизнь в инструменты, даже техничные виртуозы. И тут дело не в мастерстве владения инструментом, а в душе, которую вкладывают в музыку.
«Один музыкант объяснил мне пространно,
Что будто гитара свой век отжила.
Заменят гитару электроорганы,
Электророяль и электропила.
Но гитара опять
Не хочет молчать,
Поет ночами лунными,
Как в юность мою,
Своими семью
Серебряными струнами».
В. Высоцкий