Традиционно считается, что у князя Игоря Рюриковича, погибшего в 945-м году во время восстания древлян, остался лишь один сын -Святослав, бывший тогда еще маленьким мальчиком. Но так ли это?
Путаница с датами
"Повесть временных лет" - самый старый источник из признанных официально, по которому мы можем судить о событиях, происходивших на заре Древнерусского государства.
Но эта летопись, по крайней мере в части дат княжения и свадьбы Игоря Рюриковича и княгини Ольги, грешит такой путаницей дат, что из нее выходит, что единственный сын княжеской четы Святослав Игоревича, родился чуть ли не после трех десятков брака. 45-ти или 50-ти летняя Ольга стала матерью единственного отпрыска около 940-го года.
Ученые так и не смогли точно установить ни времени рождения самой Ольги, ни даты ее брака с Игорем. Оставим эти споры, нас волнует был ли Святослав единственным ребенком в семье?
Родственники
Официальная версия называет нам только Святослава, а потом только его сыновей. А вот у русско-византийском мирном договоре 944-го года круг родичей Киевского князя гораздо шире.
Там фигурируют и племянники князя: Игорь-младший и Акун. А еще Володислав и некий Улеб. Этого же Улеба Иоакимовская летопись, на которую опирался Василий Татищев, называет напрямую родным младшим сыном князя Игоря.
Скорее всего эти родственники Игоря не имели своих уделов, а проживали под рукой Киевского князя, участвуя в его походах за данью и войнах с соседями. А в дальнейшем побочные родственники просто отпали, ведь важнее всего летописцам и историкам было вывести линию прямых предков христианских князей Руси.
Первые христиане Древней Руси
Само имя Улеб невольно наводит нас похожестью на иное имя - Глеб. Возможно именно Глебом звали младшего сына князя Игоря и Ольги, родного брата воина Святослава.
Как мы знаем, жена Игоря Ольга, в 957 году была в Константинополе с визитом, вернулась княгиня оттуда христианкой с именем Елена.
А ее сын Святослав принять новую веру отказался категорически, он был могучим воином, дружина его состояла из таких же сорвиголов-язычников. И поменять веру для князя означало потерять свой авторитет у своей дружины. К тому же Византию русы одолели, а принять веру побежденного народа Святослав считал умалением чести.
А вот Глеб Игоревич, или Улеб, как называют его источники, веру Ольги принял. Таким образом, в княжеской языческой семье были два первых христианина: Ольга и Глеб.
Судьба Улеба
Святослав не зря отказался от крещения в византийскую веру и опасения на счет дружины были не напрасны. Яркой иллюстрацией этого служит несчастная судьбы Улеба.
В 971 году случилась у Руси очередная война с Византией: сначала византийцы сами предложили Святославу разграбить Болгарию, а когда Святослав ее завоевал и решил оставить земли за собой, византийцы повернули оружие против русов.
В конце концов Святослав отступил и остановился на зимовку в устье Днепра. Христианской частью дружины все время руководил его брат- Улеб Игоревич.
Зимовка выдалась трудной, а разные боги раскололи дружину. Язычники начали обвинять в поражении христиан. Дескать, они прогневали языческих богов и те лишили Святослава победы. Христиан было мало, в результате все они были казнены язычниками вместе со своим главой - Улебом.
Мог ли на это пойти Святослав? Легко. Жестокие нравы жестокого века. А мать, Ольга уже 2 года, как была мертва. Святославу важно было не допустить дальнейшего раскола и он принес Улеба в жертву.
Сам Святослав сложил голову в марте следующего, 972 года, видимо, братоубийство не принесло ему покровительства богов.
У Улеба Игоревича была жена, ее звали Сфандрой. Судьба их потомства осталась где-то в толще седых веков.
Иллюстрации из публичного доступа сети Интернет