Найти в Дзене
Komradlew

Россия кинула S7 Space?

В сентябре исполняется два года неоднозначной истории передачи "Морского старта" в частные руки, в которую "Роскосмос" позвал холдинг S7. И эта история всё не закончится. А генеральный директор S7 Space, Сергей Сопов, уже открыто заявляет, что Россия спихнула компании морской космодром под гарантии запусков "Зенитов", после чего обо всём благополучно забыла и исчезла.

Гарантии же были такими, что Россия должна была предоставить возможность кооперации с Украиной, так как "Зенит-3SL" состоит на 20% из украинских комплектующих и собирается на "Южмаше". Но, после продажи плавучей стартовой платформы частникам, такой возможности никто не дал. И у S7 Space до сих пор нет разрешения на поставку российских комплектующих на "Южмаш" для сборки ракеты.

В своём интервью Сергей Сопов винит во всём бюрократический чиновничий идиотизм. По его словам, сотрудников S7 просто гоняют по кабинетам, никто не хочет брать на себя ответственность за такое разрешение. Не очень ясно, почему вице-премьер Юрий Борисов не займётся этим вопросом, так как поставки ракетных деталей на украинскую территорию для сборки частной ракеты-носителя - в его компетенции. И бездействие властей по этому вопросу выглядит действительно не очень хорошо, ведь Украина наоборот сразу дала добро на такую кооперацию. Если же Россия так и не почешется, то сборочный цех соберут в США, Калифорния, ведь порт приписки "Морского старта" - Лонг-Бич. Очень странное решение - допускать такое.

Ещё одна причина недовольства Сопова - "Союз-5". Впрочем, здесь всё сложней. Недовольство вызвано именно одноразовым двигателем РД-171МВ для новой ракеты, так как S7 хочет именно многоразовый носитель. В остальном, пока рано что-то говорить о "Союзе-5". S7 же решили начать проработку собственной ракеты и двигателей на основе предназначающихся для лунных миссий советских НК-33 и НК-43. Есть такой важный общий показатель двигателя, как тяговооружённость. У "Мерлина" компании SpaceXданный показатель имеет уровень около 150. У НК-33 - около 130. Другие российские двигатели в этом плане отстают. Поэтому частная компания хочет построить своё предприятие в Самаре, где в том числе займутся разработкой и созданием нового двигателя на основе НК-33.

Вывод ко всей этой истории складывается неутешительный. Государство никоим образом не хочет помогать и поддерживать частный бизнес, слив первой российской компании подобного рода "Морской старт" и забыв обо всём. В то время как в США ситуация обстоит ровно обратная. Теперь S7 Space приходится выкручиваться из сложившейся ситуации самостоятельно.