Найти в Дзене
Лукинский I История

Врачи Древней Руси. Волхвы и знахари

Оглавление

Народная медицина самая древняя и первая на Руси.Остатки великих древнерусских знаний дошли и до нас

ВРАЧЕБНАЯ ТРОИЦА

Несмотря на то болезнь считалась испытанием божьим/происком демонов и особливо не изучалась, знания и практика проникали из Византии вместе с православием. Но до того, цвела древнейшая языческая народная медицина - наследство дославянских лесных народов. Посему врачевание на Руси было.

Врачи справлялись с множеством болезней кроме неведомых.

Медики Руси делились на 3 категории: волхвы(знахари/кудесники/ведьмы/ведуны), православные монахи, иноземные (светские) лекари. Обращаясь к врачам, древние русичи не различали их. Главное, что требовалось от всех - и об этом писал Владимир Мономах в "Поручении детям" - это умение распознать и вылечить болезнь.

Первое упоминание лекарей мы найдем уже в «Русской Правде» Ярослава Мудрого, древнейшего свода законов XI в. Там содержится право лечца (доктора) брать плату и право пациента требовать компенсацию за врачебную ошибку.

Подписывайтесь и ставьте 👍 вверх. И читайте Историю Российскую

ХРАНИТЕЛИ НАРОДНОЙ МЕДИЦИНЫ

Таинственные волхвы, последние герои дославянского мира передали славянам мощную народную медицину и исчезнувшие ныне способы лечения. Волхвы воспитали великую касту русских знахарей и кудесников, лечивших болезни знанием растений,камней и гипноза (заговорами).

Церковь и власть последовательно уничтожали языческую культуру, нетерпя конкуренции за власть над умом и здоровьем русского народа. Уже в X веке в церковном Уставе князя Владимира "ведьство" и "зелейничьство" названы среди самых тяжелых преступлений.

Статья 37 Устава Ярослава (XI в.) предписывает: "Аще жена будеть чародеиница или наузница, или волъява или зелеиниця, или мужь, доличив, казнити ю, а не лишиться, митрополиту 6 гривен". В Уставе князя Всеволода (XII в.), церковному суду и казни подлежали "потворы, и чародеяния, вълхвование, ведъство, зелейницьтво".

Но даже страх смертной казни за язычество и колдовство помогал слабо.

С древних времен и вплоть до конца XIX века народная медицина и знахари были единственным врачеванием простого люда. Пока не появилась земская медицина, все шли к ним. Да и сейчас травы намного популярней антибиотиков.

-2

Врачевание волхвов отличалось от других видов медицины тем, что сочетало в себе знание целебных свойств природных средств и веру в чудодейственные силы. Волхвы занимались совершением различных магических приворотов, отворотов, лекарским делом, гаданием, напусканием и снятием порчи. Им настолько доверяли, что обращались за помощью к ним не только простолюдины, но и князья.

Знахари, способные изгнать болезнь, пользовались большим уважением в народе. В "Изборнике Святослава" 1073 года сказано: "Егда бо ти детищь болить, то ты чародеиць иштеши".

Народные лекари умели делать кровопускания, трепанации черепа, а также лечить травмы (накладывать лубки), раны с помощью различных мазей, прижиганием.

Языческие врачи широко использовали в своем деле не только растительные средства (такие, например, как листья березы, чеснок, полынь, хрен, подорожник, лук, чемерица черника и т. д.) и различные магические заговоры, но и продукты животного и минерального происхождения.

Например растертый в порошок хризолит применялся при сильных болях в животе, а женщинами для облегчения родов рекомендовали носить рубин. Наиболее известным целебным средством с тех времен, стал нарзан. Название это исконно русское и означает «богатырь-вода».

ПОТЕРЯННЫЕ ЗНАНИЯ

Волхвы и знахари устно передавали знания своим наследникам из числа умелых да талантливых учеников. Те новым. Так формировалось знание поколений. После христианства и появления письменности знахарское знание стали записывать.

Так появились народные трактаты об использовании целебных природных сил – травники и лечебники. С тайными сведениями темных языческих времен и времен христианских. К сожалению, до нас дошло мало. За языческие лечебные книги власть гоняла народ.

Держать их было опасно. Могли написать донос, судить, всё имущество забрать в казну, а человека сослать в какой-нибудь отдалённый монастырь. Таких случаев на Руси немало.

Несмотря на это, лечебники и травники продолжали хранить тайно, делали копии.Но сотни лет гонений,войн и революций сделали свое дело. До нас дошла ничтожная часть древнерусских знаний. В памяти,летописях и обгорелых листах. Но что мы видим там, часто не понимаем сути.

-3

С конца XVII века в лечебниках встречается много «врачебных» молитв и знахарских заговоров, заимствованных частью от гипноза волхвов, частью от первых православных апокрафов. Они сопровождали лечение, обезболивали, мобилизовывали иммунитет (даже кровь останавливали). Но мы не знаем ни текстов, ни порядка применения.


Териак — ссылка на эту панацею от всех бед есть у каждого врача, оставившего след в истории, начиная от Галена, кончая Авиценной, и далее – вплоть до тибетской медицины. Териак упомянут в летописных рассказах и наставлениях как часть знаний народных лечебниках. Рецепт этого снадобья не разгадан до сих пор.

Медицина волхвов не исчезла. Она стала частью нашей культуры и частично перешла в монастырскую и светскую медицину Руси. Она стала частью и нас.

Когда вы вновь будете полоскать горло ромашкой, вспомните, что в далеком XI веке так же стоял у рукомойника широкоплечий суздалец Горя по наставлению своего волхва.

Подписывайтесь и ставьте 👍 вверх. И читайте Историю Российскую