Продолжаем разговор об источниках мотивации. Популярным способом мотивировать себя на достижение целей является конкуренция. Например, спор с друзьями, кто больше прочитает книг, потеряет в весе, пробежит в километрах и т.п. за определённый промежуток времени.
Такая мотивация может быть достаточно эффективна, но стоит помнить о следующих нюансах:
Конкуренция работает НЕ для всех. Есть люди, которых конкуренция только демотивирует. Если вы за собой такое замечали, не переживайте, это не значит, что вы не амбициозный или трусливый человек. С вами всё нормально, это индивидуальные особенности вашей личности. Ищите другие источники мотивации, их полно.
Конкуренция мотивирует, если вы выигрываете. Если вы сильно отстаёте от «соперников» или изначально имеете очень мало шансов на победу, это может утопить вашу мотивацию и веру в себя. Поэтому, во-первых, прикидывайте ваши шансы, прежде, чем ввязаться в такое мероприятие, во-вторых, не конкурируйте в чём-то критически важном.
Межгрупповая конкуренция эмоционально приятнее, чем «все против всех». Риск, оговоренный выше можно частично сгладить, если вы будете конкурировать команда против команды. В таком случае, помимо духа соревнования, на мотивацию будет положительно влиять и дух товарищества. Плюс, если вы проиграете, всегда можно убедить себя, что это не ваша вина (шутка с налётом серьёзности).
Закончится конкуренция – улетучится мотивация. Как любая внешняя мотивация, конкуренция работает, пока в жизни присутствует её источник. Чтобы от этого подстраховаться, продумайте, что ещё будет вас мотивировать работать над собой в выбранном направлении после того, как состязание завершится.
В целом, конкуренция может быть очень полезна на раннем этапе формирования привычки. На моих групповых курсах я использую конкуренцию (как элемент геймификации), чтобы мотивировать участников регулярно повторять выбранную ими привычку. Но мы всегда стараемся продумывать, что ещё будет вдохновлять моих студентов, когда курс закончится.
Источники
Hüffmeier, J., & Hertel, G. (2011). Many cheers make light the work: How social support triggers process gains in teams. Journal of Managerial Psychology, 26, 185–204.
Hüffmeier, J., Wessolowski, K., Randenborgh, A., Bothin, J., Schmid‐Loertzer, N., Hertel, G. Social support from fellow group members triggers additional effort in groups. European Journal of Social Psychology, June 2014, Vol.44(4), pp.287-296.
Tauer, John M.,Harackiewicz, Judith M. The Effects of Cooperation and Competition on Intrinsic Motivation and Performance. (2004). Journal of Personality and Social Psychology, Vol. 86, Issue 6.
Franken, Robert E., Brown, Douglas J. Why do people like competition? The motivation for winning, putting forth effort, improving one's performance, performing well, being instrumental, and expressing forceful/aggressive behavior. (1995). Personality and Individual Differences, Vol.19(2), pp.175-184.
Meeker, B. F. Cooperation, Competition, and Self-Esteem: Aspects of Winning and Losing. (1990). Human Relations, Vol.43(3), pp.205-219.