В конце октября 1944 года в Харькове началась сборка серийного танка Т-44А. Машина постоянно усовершенствовалась, и уже к концу ноября 1944 года был собран новый опытный танк Т-44Б. Внешне от прежней модели его отличало отсутствие на лобовом листе корпуса башенки механика-водителя, являющегося его "ахиллесовой пятой". Т-44Б успешно прошёл государственные испытания, и уже в начале марта 1945 года началось его серийное производство.
Несмотря на внешнее сходство с Т-34-85 это было принципиально другая машина. Вместо свечной подвески Кристи на танке была применена торсионная подвеска. Это позволило разместить двигатель поперёк корпуса, и за счёт уменьшения моторного отделения увеличить боевое. Башня танка была сдвинута назад и люк механика-водителя перенесли с лобового листа корпуса на его крышу.
Вследствие перекомпоновки машины удалось значительно разгрузить передние опорные катки, что позволило усилить лобовое бронирование корпуса до 90 мм. Экипаж был сокращен по сравнению с Т-34-85 на одного человека. Теперь в составе экипажа отсутствовал стрелок-радист, от него было решено отказаться, а функции радиста взял на себя командир машины.
Было усиленно бронирование башни, сам танк был вооружён 85 мм орудием С-53. Однако, несмотря на все новшества, результаты испытаний новой машины показали, что ни по бронированию, ни по вооружению танк не имеет значительных преимуществ по сравнению с Т-34-85.
Главный конструктор А. Морозов, имея на руках результаты обстрела корпуса из немецкого 88-мм противотанкового орудия, а также рекомендации научно-исследовательского института решил довести лобовое бронирование с 90мм до 110мм, а бортовое до 90мм.
Конечно же, это приводило к увеличению общей массы машины и снижению удельной мощности, а значит скорости, но на Т-44А уже отрабатывалась новая планетарная трансмиссия, и ее планировалось установить на новый танк, что позволяло сохранить маневренность и проходимость машины. Решено было усилить и вооружение, установив на танк пушку калибром 100 мм.
Танк, проект которого был предложен в декабре 1944 года под индексом Т-44В, планировалось изготовить уже в феврале 1945 года. Новая машина должна была получить усиленную торсионную подвеску, усиленную лобовую броню корпуса(110 мм), улучшенную башню (броня 130 мм). Проблем с установкой новой 100-мм пушки Д-10Т также не должно было возникнуть, так как это орудие уже прошло испытание на "ездящей лаборатории" Т-34-100.
Проектом также было предусмотрена установка на танке новой планетарной трансмиссии уже испытанной на Т-44А, более мощного двигателя и ещё множество других изменений, значительно улучшающих характеристики машины по сравнению со своими предшественниками.
После анализа проекта стало ясно, что его реализация по своим затратам будет сопоставима затратам по разработке и изготовлению абсолютно новой машины.
В рассмотренный проект были внесены дополнительные изменения, и танк Т-44В переименовали в Т-54.
В феврале был изготовлен макетный образец танка Т-54(Т-44В). В нём лобовую броню корпуса увеличили до 120-мм, на 12-30 мм усилили броню башни, вместо орудия Д-10Т установили 100-мм пушку Д-10ТК.
По мощности вооружения и защищенности Т-54 практически не уступал тяжёлым танком. В СССР начала зарождаться новая линейка танков, получивших в дальнейшем название ОБТ (основной боевой танк).