Совсем недавно я с удивлением узнал, что бомбардировщики Ту-2 и Ту-4 планировали переделать в истребители. Возможно, это действительно было так, потому что вооружать эти самолеты планировалось 100-мм автоматической пушкой.
Скорее всего, решение об оснащении самолётов орудиями этого калибра родилось после изучения опыт использования авиации в годы Второй Мировой войны, а точнее, опыт Люфтваффе в борьбе с бомбардировочной авиацией союзников.
Немецкая авиация в этих боях понесла тяжелейшие потери. Атака армады бомбардировщиков, имеющих мощное оборонительное вооружение и летящих в сомкнутом строю, даже для немецких реактивных истребителей Ме-262, была смертельно опасной.
По окончанию Второй мировой войны началось противостояние Советского Союза со своими бывшими союзниками. Теперь союзники стали потенциальными врагами.
Вот, видимо, для борьбы с бомбардировочной авиацией бывших союзников, зная какой колоссальный ущерб она может нанести экономике страны, и решено было создать истребители, способные нести вооружение крупного калибра.
Действительно, самолеты, вооруженные подобным оружием могли без большого для себя ущерба расстреливать плотно сомкнутый строй "Летающих крепостей" с безопасной дистанции.
Поэтому, в 1948 году конструкторское бюро Грабина занялась разработкой 100 мм авиационный пушки под индексом В-0902. Стендовые испытания пушки состоялись уже в 1949 году.
В-0902 получилось довольно компактной. Дульный тормоз компенсировал 65% энергии отдачи, питание орудия осуществлялось из магазина емкостью 15 выстрелов, перезарядка осуществлялась с помощью пневматики. Для орудия были разработаны фугасно-зажигательные и бронебойно-зажигательные трассирующие снаряды. Вес конструкции составлял 1350 килограммов.
Стендовые испытания прошли успешно. Вскоре планировалось проведение летных испытаний В-0902 , но они так и не состоялись (Точной информации об этом нет). Было принято решение о закрытии этого проекта, и это решение было правильным.
Становилось понятно, что будущее авиации за реактивными самолетами. Появились новые виды более эффективного вооружения. Ещё в 1943 году появились ракеты воздух-воздух. Тактика воздушного боя кардинально менялась, и место такому крупному калибру в ней не находилось.
Пушка В-0902 опоздала на 5-6 лет, но тогда в этом вооружении у нашей страны не было необходимости. Немецкая авиация хоть и наносила ощутимые потери, но по своей эффективности значительно уступала авиации наших союзников. Вот Германии, возможно, подобное оружие для борьбы с армадами " Летающих крепостей" не помешало бы.
Как бы то ни было, но этому шедевру конструкторской мысли, место в современности уже не нашлось. Для авиации такие крупные калибры стали не нужны.
Возможно, пушка В-0902 является самым крупным авиационным калибром в мире, воплощенным в металл.