В течение последних шестидесяти лет с юга на север двух континентов, расположенных в Западном полушарии Земли, медленно, но неумолимо распространяется новый вид пчёл. Это очень необычные насекомые. И это ещё мягко сказано. Пчёлы-убийцы - так их здесь называют.
Сначала они как ни в чём ни бывало подлетают к местным медоносным пчёлам, знакомятся с ними, а потом пробираются к ним в улей, убивают матку и реквизируют для своих нужд всё её потомство и владения. Прилетев на всё готовенькое и обосновавшись, они начинают защищать свою территорию с несвойственной обычным пчёлам жестокостью. Если кто-то потревожит их колонию, они нападают на нарушителя спокойствия многотысячной массой, и будут неустанно преследовать его, обрушивая град ядовитых укусов. Они не были предусмотрены эволюцией. Их попросту не должно было существовать. Это результат неудачного научного эксперимента. Они, как в кино, выбрались на волю из закрытой лаборатории.
У пчёл-убийц существует и научное название - "африканизированная пчела". Оно объясняется тем фактом, что это на самом деле гибрид двух видов медоносных пчёл - европейской и африканской. При этом они по внешнему виду практически неотличимы от европейских своих родственников - даже учёные не могут сказать, где какая, не проведя анализ ДНК. Однако ведут себя эти насекомые совершенно иначе.
Гибрид был выведен в середине 50-х годов прошлого века бразильским учёным по имени Уорик Керр. Это был безумец, который решил захватить власть над всем миром с помощью огромной армии безжалостных смертоносных насекомых. Шутка. На самом деле он пытался создать улучшенный вид медоносных пчёл для сельского хозяйства Бразилии. Дело тут отчасти в том, что эти насекомые никогда не жили в Западном полушарии - их родиной являются Европа, некоторые части Азии и Африки.
В Новый свет они были завезены для производства мёда и воска. Какая-то их часть, что, вероятно, было неминуемо, улетела от владельцев, и основала независимые поселения в дикой природе. Однако, несмотря на это, они не перестали быть одомашненным видом, вроде тех же коров и кур. Они оставались результатом селекции со стороны человека, всячески старавшегося усилить полезные для него характеристики этих насекомых, среди которых особо стоит выделить количество производимого мёда и сопротивляемость болезням.
Именно этим и занимался Керр. Европейские пчёлы дают много мёда, но не очень хорошо чувствуют себя в Бразилии. Они подвержены различным заболеваниям и являются лёгкой добычей тропических хищников. Африканские пчёлы, с другой стороны, производят меньше продукта, но лучше приспособлены к жаркому климату вроде бразильского, и обладают гораздо более крепким здоровьем. Скрещивая два этих вида, Керр пытался создать пчёл, которые бы давали много мёда в тропиках. Всего-то навсего.
Единственная проблема заключалась в том, что африканские пчёлы гораздо серьёзнее, чем европейские, относятся к защите своих ульев. Учёные до сих пор не понимают, почему эволюция дала им такой уровень агрессии, однако предполагают, что это может быть связано с позвоночными хищниками, имеющимися в среде их обитания. К ним относятся люди, другие приматы, а также медоеды, которые с превеликим удовольствием лакомятся мёдом - продуктом, богатым протеином, да и вообще исключительно приятным на вкус. Все эти представители живой природы ведут себя в высшей степени бесцеремонно - если им удобно разорить улей, чтобы добраться до сладенького, они без зазрения совести делают это. И, чтобы защититься, пчёлам нужно уметь давать адекватный ответ.
В Африке пчеловоды научились справляться с излишней агрессией своих питомцев и успешно работают с ними. Поэтому скрещивание этого вида с европейскими пчёлами выглядело весьма перспективно. Гибрид Керра - африканизированная пчела, действительно стал лучше себя чувствовать в бразильском климате. У него был потенциал для увеличения производства мёда в этой стране, но... Он оказался крайне агрессивным.
А потом случился небольшой такой лабораторный инцидент, который навсегда войдёт в историю науки. В 1957 году, на выходных, то ли в субботу, то ли в воскресенье, когда Керр спокойно где-то отдыхал, в его лабораторию привели гостя - другого учёного. Тот случайно выпустил 26 гибридных маток, и те умудрились выбраться за пределы научно-исследовательского заведения. Насекомые обосновались в дикой природе, смешались с уже находящимися там потомками европейских пчёл, и начали распространяться по Южной Америке. Затем их острые жала дотянулись до Центральной Америки, Мексики и юго-запада США.
Это было трагедией для европейских пчёл, так как африканизированные прямо конкурируют с ними. И неизменно побеждают. Кроме того, как уже было описано, они убивают маток и захватывают их ульи. Гибрид, что довольно иронично, действительно помог увеличить производство мёда на территории Бразилии, однако во всей Америке появились колонии сверхагрессивных насекомых, яростно защищающих свои ульи. Это очень необычный пример того, как один инвазивный вид, или даже подвид, заменяет другой такой же.
Как бы то ни было, никакой истерии по поводу "пчёл-убийц" не было даже десятилетие спустя после того как они выбрались на волю из научной лаборатории. Она началась, когда Керр подверг публичной критике военную диктатуру, пришедшую к власти в Бразилии. Пытаясь дискредитировать учёного, подконтрольная правительству пресса начала клеймить его позором, а его гибрид был прозван "abelhas assassinas", то есть "пчёлы-убийцы". Керра изображали кем-то вроде доктора Франкенштейна, создавшего нечто такое, что по его желанию убивает ни в чём не повинных мирных граждан.
На самом же деле африканизированные медоносные пчёлы представляют угрозу лишь в редких случаях. Одно такое насекомое ничуть не опаснее своего европейского собрата. Если вы встретите его жужжащим у цветочка, оно вряд ли вас укусит. Они просто гораздо агрессивнее защищают свои ульи. Яд этой пчелы не сильнее яда европейской. Если у вас нет на него аллергии, то для смертельного исхода потребуется не менее тысячи укусов. Проблема лишь в том, что африканизированные пчёлы с гораздо большей вероятностью ужалят вас именно столько раз. За те десятилетия, что прошли с момента создания этого гибрида, он стал причиной гибели всего лишь тысячи человек, то есть в среднем около шестнадцати в год.
В последние годы появляются свидетельства того, что африканизированные пчёлы начинают умерять свой пылкий характер. Согласно информации, которую сообщают пчеловоды, работающие с ними в Мексике, а также учёные, изучающие их в Пуэрто-Рико, они стали демонстрировать менее агрессивное оборонительное поведение. Это может объясняться продолжающимся скрещиванием с гораздо более спокойными европейскими пчёлами. Кроме того, не исключено воздействие искусственного отбора со стороны человека, уничтожающего самые опасные и агрессивные семейства. Что ж, нам не впервой исправлять допущенные ошибки, а природе тем более. Она, бедная, постоянно за нами подчищает.
- Если понравилась статья, не забудьте поддержать журнал, нажмите "Палец Вверх"