Найти в Дзене
Истории плюс рисунки

Первая Камчатская экспедиция

Это было славное время. Петр Первый не только прорубал окно в Европу, но и заботился об освоении восточных и северных земель. По его указу в 1714 году было налажено сообщение на ладьях между восточным и западным побережьем Камчатки (не по морю). Исследование северного пути от Европы к Америке открывало новые возможности для торговли. Царь мечтал «о дороге через Ледовитое море в Китай и Индию», которая, может так статься, была бы лучше пути англичан и голландцев через Атлантику. Секретная экспедиция Евреинова-Лужина 1720-21 годов достигла середины Курильской гряды, открыла 14 островов, но Америки в тех местах не отыскала. Надо заметить, что почти за 80 лет до этого Семён Дежнёв, казацкий атаман, проходил по проливу, разделяющему Чукотку и Аляску, и составил рассказ о своем путешествии. Но точных измерений не производилось, и история та была при дворе неизвестна. На отчет Дежнева обратили особое внимание лишь во время Великой Северной экспедиции. Перед самой смертью Петр Первый отправляе

Это было славное время. Петр Первый не только прорубал окно в Европу, но и заботился об освоении восточных и северных земель. По его указу в 1714 году было налажено сообщение на ладьях между восточным и западным побережьем Камчатки (не по морю). Исследование северного пути от Европы к Америке открывало новые возможности для торговли. Царь мечтал «о дороге через Ледовитое море в Китай и Индию», которая, может так статься, была бы лучше пути англичан и голландцев через Атлантику.

Портрет Витуса Беринга
Портрет Витуса Беринга

Секретная экспедиция Евреинова-Лужина 1720-21 годов достигла середины Курильской гряды, открыла 14 островов, но Америки в тех местах не отыскала.

Надо заметить, что почти за 80 лет до этого Семён Дежнёв, казацкий атаман, проходил по проливу, разделяющему Чукотку и Аляску, и составил рассказ о своем путешествии. Но точных измерений не производилось, и история та была при дворе неизвестна. На отчет Дежнева обратили особое внимание лишь во время Великой Северной экспедиции.

Перед самой смертью Петр Первый отправляет еще одну экспедицию во главе с Витусом Берингом (Иван Иваныч, как его называли в России). Беринг был капитаном 1-го ранга, выходцем из Дании и служил на российском флоте уже 21 год.

Царь обращается к морскому офицеру с поручением построить один или два бота с палубами, которые должны были плыть вдоль побережья и найти перешеек между Азией и Северной Америкой, если таковой имеется, или пролив. После этого они должны были плыть в южном направлении вдоль американского побережья. Предполагалось, что они могут встретить поселения европейцев. Беринг был выбран главой экспедиции по предложению Адмиралтейств-коллегии, поскольку до этого плавал в Ост-Индию и знал местное обхождение.

Путь передвижения Первой Камчатской экспедиции
Путь передвижения Первой Камчатской экспедиции

Первая экспедиция добиралась до места назначения два года. В ее состав входило более 30 человек, в том числе геодезисты, штурманы, мастера корабельных дел. Если прибавить вспомогательный состав, присоединившийся позднее, то под командованием Беринга находилось около 100 человек. Помощниками Беринга назначили лейтенантов Чирикова и Шпанберга

Выехали они из Петербурга в январе 1725 году, а прибыли в Охотск в январе 1727 году. Если вы думаете, что они плыли как-то по морю – то глубоко заблуждаетесь. Ехали через Сибирь на упряжках, где нельзя было, на лошадях верхом, шли пешком, переплывали реки на судах.

Самым трудным был участок от Якутска до Охотска. Тяжелые грузы отправили с отрядом Шпанберга по реке. Но на середине пути реки начали замерзать, и пришлось везти груз на нартах, которые тянули люди. Когда нарты застревали, их просто бросали. Беринг послал подмогу, которая шла по совершенно диким местам через леса. Возникли проблемы с провизией, приходилось есть лошадей и кожаные сыромятные вещи. Второй отряд добирался не с меньшими проблемами. Из Якутска было взято 663 лошадей третья часть из которых по дороге пала. Нарты тянули люди. Некоторые возчики не выдерживали и сбегали, другие умирали.

По прибытии в Охотск сразу стали возводить дома и амбары (жить было не где, построек тогда было очень мало). Одновременно строили корабль. В августе построили галиот Фортуна и поплыли к западному берегу Камчатки. Путь занял две недели. Хотя на Камчатке в то время уже были русские поселения, но точных размеров и очертаний побережья не знали. Доплыв до Большерецка (немного не достигнув южного мыса Камчатки), Беринг приказал продолжать путь по суше и по рекам в Нижне-Камчатск на западном побережье. Переход был свершен зимой на собаках. Сильно помогали местные жители, которым добросовестно оплачивали труд. Но вся проблема была в том, что самим местным нужно было заготавливать провизию для своих семей, и не успев сделать этого, они рисковали жизнью.

Охотский порт, гравюра XVIII века
Охотский порт, гравюра XVIII века

Экспедиция прибыла в Нижне-Камчатск в марте 1728 года. Сразу же занялись строительством бота Св. Гавриил. Из-за того, что добирались по суше, потратили значительно больше времени. В результате сроки, отведенные на плаванье, сдвинулись, что повлияло на результативность экспедиции.

Летом 14 июля бот Св. Гавриил вышел в море. На его борту находилось 44 человека. Плыли возле земли, как наказывал Петр. Открыли остров и залив Карагинский, остров св. Лаврентия (сейчас принадлежит США), бухту Проведения, Анадырский залив, сделали еще несколько важных открытий, занесенных на карту.

Макет бота Св. Гавриил  http://www.goldenhind.ru/ship019.htm
Макет бота Св. Гавриил http://www.goldenhind.ru/ship019.htm

Внезапно по какой-то причине Беринг нарушил наказ царя и поменял курс на северо-восток. Стоял сильный туман, и земли не было видно. Через пролив они вышли в Чукотское море, так и не обнаружив земли, наблюдая только большое количество китов вокруг. Плаванье на тот момент продолжалось 34 дня. Было ясно, что Северная Америка не сходится с Азией, но куда плыть дальше?

Алексей Чириков, один из помощников Беринга, предложил плыть на запад до устья Калымы. Однако Беринг посчитал, что большая часть задачи экспедиции выполнена и приказал возвращаться назад. На обратном пути был открыт остров св. Диомида, который лежит как раз посередине Берингова пролива (тогда они этого еще не знали, а Дежнёв те острова- их два- описывал).

На обратном пути экспедиция остановилась в устье реки Камчатка. Через год в июне Беринг предпринял попытку продолжить исследование и вышел в море, взяв курс на восток. Пройдя 200 миль, и не встретив никаких признаков земли, они вынуждены были повернуть обратно. Выбрали путь на юг и обогнули-таки Камчатку, определив ее южную точку, что было крайне важно для последующих путешествий.

После этого прибыли в Охотск и оттуда уже направились на лошадях в Якутск. 1 марта 1930 года добрались до Петербурга. За плечами было пять лет путешествий в холодном суровом климате.

На протяжении всего путешествия по Сибири Алексей Ильич Чириков проводил астрономические измерения, что позволило определить истинную широтную протяженность Сибирских земель. Самый важный результат Первой Камчатской экспедиции – составление карты побережья протяженностью более 3500 км. Картографические работы были выполнены с такой точностью, что Джеймс Кук, проплывая через 50 лет между Америкой и Азией, был в поражен этим. Он-то и предложил назвать пролив Беринговым. Картами, составленными командой Беринга, долгое время пользовались все западноевропейские картографы. Плаванье имело важное значение для установления впоследствии границы между Соединенными Штатами и Российской империей.