Найти в Дзене
Мысли на ночь

Как бороться с рекламой по телефону?

Оглавление

It's a life

Реклама стала неотъемлемой частью нашей жизни: реклама по ТВ, реклама в интернете, в газетах, журналах, на стенах подъездов и в почтовых ящиках. Реклама везде! И реклама всё-таки нужна. Ведь на средства рекламодателей подчас и создаётся тот контент, который мы потребляем, разыгрываются призы для читателей и зрителей. Мы всё это понимаем. Иногда реклама определённой услуги, товара или акции приходится очень даже кстати. С такой рекламой мы научились как-то мириться, научились её не замечать. Мы уже не воспринимаем её, как наглое вторжение в нашу жизнь.

Телефонные звонки

Но с телефонными звонками речь обстоит иначе. Особенно великолепны чувства, когда раздаётся телефонный звонок, и ты скорее спешишь к телефону, ожидая увидеть звонок своего закадычного друга или любимого человек. Ан, нет... Незнакомый номер... О боги, кто-бы это мог быть... Наверное, что-то серьёзное. За этот момент мы успеваем разочароваться и передумать абсолютно обо всём. Берём трубку и....

— Здравствуйте, это центр 'какой-то медицины'. Мы проводим бесплатное первичное обследование.... и т.д.

— Здравствуйте, это компания по установке и ремонту пластиковых окон....

Ну и тому подобное. И мало того, что эти уважаемые люди (Не обижайтесь, работа есть работа.) умудрились позвонить в самый разгар спешки, так ещё и фраза "Нет, спасибо, ваши услуги меня не интересуют" их не устраивает. Они могут распросить про родственников соседей, троюродных бабушек, которым точно нужны услуги их клиники (ака косметического салона) или ремонт окон, замена ванны (что там ещё есть). И скорее всего вам позвонят снова из той же самой фирмы через месяц. Это уже свинство!

Что с этим сделать?

Честно сказать, ничего с этим не поделать. Назойливые рекламщики так и будут вам звонить. Разве что, не оставлять свой номер телефона направо и налево и добавлять их в черный список. Но и это вряд ли поможет. Ваш телефон рано или поздно начнёт гулять по базам. Но если совсем накипело или хочется поставить на место оператора, то есть выход...

-2

Федеральный закон 152 "О персональных данных"

В подобных ситуациях нужно принять, что и Вы не последний человек. Когда чувствуете, что на вас давят, и что Вам осточертели постоянные звонки одной и той же фирмы, вы можете козырнуть статьёй 152-ФЗ "О персональных данных", а именно статьёй 15.

Согласно статье 15 152 Федерального закона,

1. Обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с потенциальным потребителем с помощью средств связи, а также в целях политической агитации допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных. Указанная обработка персональных данных признается осуществляемой без предварительного согласия субъекта персональных данных, если оператор не докажет, что такое согласие было получено.
2. Оператор обязан немедленно прекратить по требованию субъекта персональных данных обработку его персональных данных, указанную в части 1 настоящей статьи.

Так, теперь, чтобы не читать этот огромный закон, я объясню вам некоторые детали.

Номер телефона человека согласно 152 ФЗ статьи 3 подпадает под определение персональных данных. Давайте прочитаем, что закон определяет под понятием "персональные данные":

Персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);

То есть, достаточно только телефона. О фамилии, инициалах, электронной почте и т.д. отдельный разговор. Поверьте, там не всё так просто. Также, условимся, что вы не юридическое лицо. Вот, теперь все формальности соблюдены.

Эта формулировка достаточно обтекаемая и порождает много вопросов, что можно считать персональными данными. Если у Вас также возникли вопросы, я приведу пояснения ниже, в конце статьи.

Таким образом, ваш телефон, ваши персональные данные в базе фирмы, организации, и их обрабатывают... без вашего ведома.

На что вы имеете право?

-3

Также согласно этому же 152 ФЗ, вы имеете полное право:

1) узнать, каким образом оператор получил ваши персональные данные,
2) на каких основаниях он её обрабатывает,
3) потребовать у оператора, что вы давали согласие на обработку (что он имеет вашу подпись)
4) потребовать прекращения обработки ваших персональных данных (даже если данные получены законно)
5) потребовать удалить ваши персональные данные (152-ФЗ ст. 20)
6) Вы вправе потребовать письменное подтверждение об удалении ваших персональных данных из всех систем обработки ПД. (152-ФЗ ст. 21)

То, что можно гарантировать - на том конце трубки оцепенеют либо упадут со стула, а потом бросят трубку, как испуганные дети.

Если вам достаточно подобной реакции, то, в принципе всё. Ваша самооценка поднята, враг трусливо бежал. Но, если враг не трусливо, а нахально бросил трубку, либо подобная история повторяется из раза в раз с той же фирмой. Если вы желаете полного упоения местью, тогда читайте дальше.

Куда идти жаловаться и какой вид наказания ждёт фирму, обрабатывающую ваши персональные данные без вашего согласия?

Во-первых, идти надо в Роскомнадзор. Да, в тот самый.

Также такие действия оператора нарушают 18 статью закона "О рекламе", за которым следит ФАС. То есть подобные действия оператора, рекламирующего товары и услуги вдвойне незаконны.

Ответ на второй вопрос вы найдёте в Кодексе административных правонарушений (КоАП РФ). Часть 2 ст 13.11 КоАП РФ.

Здесь вы найдёте таблицу с видами нарушений 152-ФЗ и найдёте на третьей строчке ваш случай: Вот ссылка

Обработка персональных данных без письменного согласия субъекта, когда это необходимо, либо обработка данных с нарушением требований к составу сведений, включаемых в такое согласие

И суммы штрафов)

Административный штраф:
на граждан – от 3 тыс. до 5 тыс. руб.;
на должностных лиц – от 10 тыс. до 20 тыс. руб.;
на юридических лиц – от 15 тыс. до 75 тыс. руб.

Неплохо.

Таким образом, вы тихо и спокойно слушаете,

какая фирма предлагает вам поменять окна, ванны и т.д;

какая фирма предлагает вам очередное "бесплатное обследование"

Объясняете, что они не правы, и, если не получаете адекватной реакции со стороны сотрудника фирмы или (как его назвать...) человека на другом конце провода, идёте в региональные отделения ФАС или Роскомнадзор.

Одно НО!

Социологические опросы не подпадают под заданную статью.

Смотрите статью 6 152-ФЗ!

Необязательная часть. Что подподает под понятие "персональные данные"?

Данная формулировка

Персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);

имеет очень много вопросов, например:

Является ли ИНН персональными данными?

Является ли Фамилия и Отчества?

А электронный адрес?

Из-за таких обтекаемых формулировок приходится обращать внимание на судебную практику и на пояснительные письма соответствующих органов. По данной ссылке вы найдёте соответствующие письма и прецеденты из судебной практики, в том числе и по вопросу о номере телефона:

https://yuridicheskaya-konsultaciya.ru/trudovoe_pravo/personalnye-dannye.html