Трэвел-сериал Дениса Говорухина, посвященный путешествию по Узбекистану, подошел к своему логическому завершению. Первая серия проекта «Города Побродимы» была опубликована на «Фергане» 1 июня, и целое лето мы узнавали о том, как выглядит одна из самых удивительных стран Центральной Азии, если смотреть на нее глазами московского видеоблогера.
За это время путешественник со своей видеокамерой побродил в туристических центрах Узбекистана – Бухаре, Самарканде, Хиве. Попутно он успел побывать в пустыне, на озере Айдаркуль, в юртовом лагере и покататься на канатной дороге в Чимганских горах. В каждом уголке республики Денис делал для себя массу открытий. Путешественник, в частности, погрузился в разнообразный мир узбекской кухни, наверняка, за время поездки поправившись на несколько кило.
Сериал об Узбекистане завершается там, где он, собственно, и начинался – в Ташкенте. В последней части проекта видеоблогер погулял по центральным улицам столицы, нашел самую вкусную в стране самсу и совершил обход знаменитых восточных базаров, где запасся сувенирами и диковинными для Москвы продуктами питания. Главное, что у путешественника от знакомства с Узбекистаном остались самые позитивные впечатления.
Безлюдный Бродвей
Продолжим прогулку по Ташкенту - побываем в центре. Раньше основной прогулочной зоной в Ташкенте была улица, известная в народе как Бродвей. Здесь было много кафешек, но сейчас все убрали.
Когда-то здесь было невероятно многолюдно. Молодежь, музыканты, тусовка. Но потом какого-то представителя власти, а ранее здесь располагалась Служба национальной безопасности, расстроил запах еды. Тут было много кафешек под открытым небом. Их все закрыли. Ну и вообще — гулять тут не рекомендовали. В итоге Бродвей обезлюдел. Сейчас потихоньку возвращается к жизни.
А вот кто здесь находится постоянно — торговцы раритетами и художники. Традиционно цены у продавцов старины на ташкентском Бродвее в разы, если не в десятки раз, выше адекватных. Филателист, например, будет расстроен — одну марку ему не продадут, обязательно нужно купить целый альбом. С, мягко говоря, некондиционными экземплярами. А ценник, конечно же — в долларах. Это как на московском Арбате сувениры покупать. И, как на Арбате, здесь есть художники. Стоимость их услуг адекватнее. Например, портрет стоит 50 тысяч сумов ($6, здесь и далее указаны цены по курсу на момент поездки – весна 2018 года). Есть здесь прокат велосипедов, батут – детишек, правда, незаметно.
В самом центре города установлен памятник Амиру Тимуру. Раньше в этом сквере росли потрясающие многовековые чинары. Но их срубили. Говорят, для того, чтобы было видно со всех сторон здание Дворца форумов, которое построили за миллиард долларов. Неужели действительно была необходимость уничтожать древние деревья? Еще одно впечатляющее строение находится неподалеку - библиотека.
Впечатлил также мемориал, установленный в память жертвам землетрясения 1966 года, когда в Ташкенте было разрушено огромное количество зданий. Гранитный куб расколот, часы остановились в ту минуту, когда стихия нанесла удар. Восстанавливали столицу Узбекистана всем Союзом. Абсолютно все братские республики прислали своих строителей, и за короткое время Ташкент обрел новое лицо. Мемориал, который называется «Мужество», расположен у канала Анхор. Там же есть очень известное и популярное кафе. Сюда любят приезжать иностранцы. Вкусно, сравнительно недорого, колоритно – и на берегу реки. Красота.
Самая вкусная самса
Некоторые кафе в Узбекистане, может даже большинство, имеют узкую специализацию. В одном готовят плов, в другом – шашлык. Я приехал в заведение, где делают джизакскую самсу. Она отличается от классической (тандырной) тем, что значительно крупнее. У входа в кафе – рекламный баннер с тематическим стихотворением.
Ушла стихия, наконец,
И к делу приступил творец.
Как гнезда ласточки висят
Самсы в тандыре, прямо в ряд.
Немного времени пройдет,
Дразнящий дух от них пойдет,
Самса, пронизанная жаром,
Сверкает бронзовым загаром.
Браво тебе, безвестный поэт! Браво и тебе, творец самсы! (Впоследствии выяснилось, что это стихи поэта Александра Ястребова – уроженца узбекского Коканда, который давно проживает в России).
Хозяйка заведения мне сообщила, что ежедневно в ее кафе готовятся и съедаются до двухсот этих малюток. Цифра меня поразила, я поделился ею с водителем такси, что вез меня обратно. На что он снисходительно сообщил, что 200 – это вообще не результат. Есть в Ташкенте такие места, где в день по несколько тысяч продают… Самс? Самсов? Самсы, наверное. Несколько тысяч в день? Ну, не знаю…
А знаете, где оказалась самая вкусная самса? На мой взгляд, конечно. Смешно. Объездил если не большую, то точно значительную часть Узбекистана в поисках идеальной самсы. А она была там, где я даже и не думал снимать. Хорошо, фотки есть — для себя делали. Были по делам на окраине города, заезжали к хорошей ташкентской знакомой. И она отвела нас в обычную кафешку возле дома. Находится во дворе, каких сотни. Ну, никак нельзя было предположить, что именно об этом месте я буду вспоминать с ностальгией, проголодавшись. И самса недорогая. Три с половиной тысячи сумов стоила ($0,4). Мясо – баранина, немного курдючного сала, тесто – слоеное.
Еще немного про еду! … Про нарын. Есть такое место в Ташкенте — Катартал. Туда приезжают специально поесть это блюдо. Здесь используют конину – отваривают, потом засушивают, делая мясо вяленым. Добавляют домашнюю лапшу. Кто-то ест бульон отдельно, кто-то добавляет все это в жидкость и употребляет как суп.
Город аптек и такси
Интересная особенность Ташкента – засилье аптек. Дорихона по-узбекски. Если в районе появилась хотя бы одна дорихона, тут же рядом появится другая, за ней еще одна, и еще… Доходит до того, что на одной улице подряд будет с десяток аптек. А напротив горбольницы мы насчитали 17 штук.
В жилых кварталах есть интересные одноэтажные строения. А это знаете что? Удивитесь. Помойка! В Ташкенте таких — большая часть. В домике живут люди, иногда семьями. Обслуживающий персонал. Зачастую это приезжие из дальних областей. Они содержат это место в чистоте и сортируют мусор. Наверное, поэтому у ташкентских помоек нет типичного для таких мест запаха. Нестандартное решение, я с таким больше нигде не сталкивался. Но – почему нет?
Многие интересуются – имеет ли смысл брать в Узбекистане машину напрокат? Расскажу. Такси по Ташкенту стоит в среднем 10 тысяч сумов (чуть больше $1). Из Бухары в Самарканд я доехал за $100. Это со всеми остановками, с ночевкой на границе с Казахстаном в юрте. А теперь посмотрите, сколько стоит аренда автомобиля - $50-100 в сутки. На мой взгляд, вывод очевиден. Тем более, что такси тут – любая остановившаяся машина. В большинстве случаев - белая! Узбекистан – страна солнца, и белый цвет, естественно, самый популярный у автовладельцев.
Разнообразие восточных базаров
Базаров в городе несколько. Алайский – в самом центре. Знающие люди категорически отговаривали что-либо на нем покупать. После реконструкции он стал, конечно, красивым, но жутко дорогим.
Если в разговоре с ташкентцем промелькнет слово «ипподром», знайте, совсем необязательно вы имеете дело с любителем лошадей. Скорее всего, он рассказывает о шопинге. Дело в том, что уже много лет крупнейший вещевой рынок в Ташкенте располагается на окраине города в непосредственной близости к ипподрому – так его народ и прозвал. Купить здесь можно практически все. Продавцы не любят, когда их снимают, поэтому кадров оттуда не много. Здесь можно найти люльки детские, платья свадебные. На «Ипподроме» удалось попробовать необычное блюдо – пигоди. Это корейский пирожок из парного теста, внутри которого капуста и мясо. Обязательно поливается соусом – необычный вкус. Блюдо вполне достойное и сытное. Корейцев в Узбекистане очень много. В Ташкенте есть районы, где преимущественно живут именно они. И блюда корейской кухни для Ташкента стали родными.
Мы зашли в ресторанчик в центре города, где их можно отведать. Я взял себе кукси – это холодный суп с лапшой и мясом. Невероятно вкусно, особенно в жару. В придачу дали кучу салатиков типа закуски. Съесть их сил уже не было. Забрали с собой, позже попробовали – тоже очень вкусно. Счет в корейском кафе составил 72 тысячи сумов ($9).
Но вернемся к базарам. Любителям блошиных рынков обязательно нужно побывать на Янгиабадском базаре. Он работает в выходные. Это похоже на выставку товаров времен СССР под открытым небом. Чего тут только нет – например, можно купить деньги: советские, царские, узбекские. Флаги, вымпелы, какие-то непонятные механизмы, бильярдные шары. Порадовал меня древний компьютер. Говорят, именно здесь автовладельцы покупают запчасти для своих раритетных «Жигулей», «Москвичей» и «Волг». Отдельная «фишка» - птичий рынок, на нем, кроме домашней птицы и питомцев – котят, щенят и кроликов, можно купить ежей или черепах. Последних, кстати, вывозить из страны нельзя.
Эту «толкучку» постоянно пытаются закрыть. Пожалуйста, не делайте этого – блошиные рынки есть во многих городах разных стран, и власти не считают их чем-то плохим. Я, например, очень люблю побродить по таким базарчикам и купить нечто необычное. Может, разве что, как-то внешне облагородить это место.
Фархадский базар находится совсем не в центре. Доехать до него можно на метро – стоимость проезда 1.200 сумов ($0,15). Если вы – турист и набрали слишком много жетончиков, то потом можно сдать их обратно в кассу и вам вернут за них деньги. Вот на Фархадском можно встретить нечто восточно-колоритное. Например, традиционные лепешки. Узнал, сколько стоит – 1.500 сумов ($0,18). Или вот такие товары, похожие на камни – это, оказалось, тоже можно есть, когда в организме не хватает кальция. Полезен продукт для беременных. Здесь же продают разнокалиберный курт – соленый сушеный творог. Есть орешки, сладости. Именно это повезу в Москву, но это я куплю не здесь, а на самом колоритном базаре Ташкента.
Базар «Чорсу». Его не перепутать с другими, узнаваем по куполам. Внутри купола идет бойкая торговля – пельмешки, что-то мучное, лапша для лагмана… Тут же парень продает свежие лепешки, на прилавке корейские салаты, соленья, творог... На «Чорсу» нужно покупать то, что повезете в Москву – своим друзьям, родственникам, коллегам. Традиционно в списке таких товаров орехи: грецкие, миндаль, фундук. Торговые ряды расположены не только под куполом, но и рядом с ним. Здесь же есть источники воды, где моют руки, овощи, охлаждают что-то упакованное. Внушительного вида продавец торгует огромными пучками редиски – конечно, каждый день такие пучки складывать и раскладывать.
Есть здесь помогаторы (люди с тележками). Если сами не хотите таскать купленное – без проблем. Помогатор ходит все время за вами, складывает все в свою тележку, может советовать, может молчать – это как скажете. На каждой такой тележке номер, чтобы не путались, цена – как договоритесь. Думаю, десять тысяч сумов ($1,25) – нормально.
Продают здесь особые тарелки-лепешки. Поел из нее мясо и мыть не надо – просто съел и ее тоже.
Если вы попали на «Чорсу», без вариантов, друзья, не пройти вам мимо обжорных рядов. Обязательно захочется поесть то, что предлагают. А вариантов – море. Понятное дело, плов, но мы его уже поели в самом пловном месте Ташкента в прошлой серии. Естественно, шашлык, самса, курочка в разных вариациях, рыба есть для любителей, колбасы какие-то… Нарын, я про него уже рассказывал… Продавали тут и необычное для меня блюдо – называется ханум. В конверте из теста картошка – и все это в томатном соусе. Блюдо необычное, но имеет своих почитателей. Стоимость 2.500 сумов ($0,3).
Ну, и сувениры, сувениры, сувениры… Ставшие уже родными веселые дедульки, магнитики на холодильник в виде лепешки, на которой шашлык, сумки, ковры, тарелки…
***
Заканчивается день, заканчивается отпуск, заканчивается путешествие по Узбекистану. Отправляемся в аэропорт. Везем кучу подарков и не боимся за перевес – «Узбекские авиалинии» позволяют провозить одному пассажиру 30 килограммов груза. Но билеты все равно дорогие. Кстати, в предыдущие годы, если бы я снимал в аэропорту, ко мне бы обязательно подошел милиционер и настоятельно порекомендовал бы прекратить съемку как минимум. Сейчас же, хотите – снимайте.
Все, путешествие по Узбекистану закончилось. Оно было замечательным!
Денис Говорухин
Международное информационное агентство «Фергана»