Google-Фото упорно подсовывает в напоминаниях фотографии двухлетней давности с поездки на плато Укок.
Поездки на Алтай всегда носят у меня какой-то внезапный характер - подумала, что неплохо было бы поехать, нашла вариант, бегом собралась и уже сижу в поезде.
Плато Укок было моей давней мечтой, которой долго не получалось осуществиться - то денег нет, то компании, то еще что-нибудь случается. А тут я поняла, что пора, откладывать уже некуда дальше. И все получилось.
Из Барнаула мы выезжали в дождь, но уже в районе Акташа погода поняла, что испугать нас вряд ли получится и сдалась.
Мы заехали на Гейзерное озеро. Тогда оно было еще не так "раскручено" и поток туристов к нему был поменьше, чем сейчас.
И, получив свои пропуска в Кош-Агаче, двинулись в сторону Джазатора. Плато Укок - это приграничная зона, поэтому вход туда возможен только по разрешению пограничников. Самое смешное, что для того, чтобы пересечь границу с Казахстаном или Монголией, тебе никаких разрешений или виз не надо, достаточно загранпаспорта. А вот для того, чтобы попасть в зону, которая граничит с этими государствами, нужен пропуск.
Дорога до Джазатора достаточно хорошая, но гравийная. Если вам не жаль подвески своего автомобиля, то доехать можно на любом транспорте.
Вдоль дороги можно было встретить пасущийся скот и журавлей.
В Джазаторе многие передвигаются на лошадях. Правильно, зачем заводить машину, когда около ворот стоит лошадь.
Для акклиматизации в этих местах нас свозили сначала до слияния двух рек - Коксу и Аргута. Вода в Коксу ярко-голубая, быстрая, а широкий Аргут здесь медленный и мутный. Еще несколько десятков метров после слияния эти потоки не смешиваются.
В степи Самаха водятся цикады с розовыми крылышками
А траву для скота здесь заготавливают обычными сенокосилками, так как она очень короткая. Но вывозят потом большими грузовиками.
Мы двигаемся дальше по реке Коксу. До места, где скалы зажимают ее в узкий каньон.
В некоторых местах вода прыгает по гранитным плитам и с ревом разбивается о камни.
Только после осмотра всех местных достопримечательностей, мы поехали в сторону перевала Теплый ключ.
Остатки того, что было когда-то фабрикой "Калгутинская". На ней занимались обогащением вольфрамовой и молибденовой руды, которую добывали на руднике. Он расположен в 7 км и, говорят, через него, под горой, можно добраться на ту сторону перевала Теплый ключ.
Сюда едут многие ради лечения в Джумалинских термальных источников. Местным даже не надо никакого разрешения получать у пограничников. Говорят - на источники поехали - и проезжают.
Перевал "Теплый ключ" имеет высоту 2900 км. Начинается он пологим подъемом от самых Джумалинских источников, но затем начинает уверенно набирать высоту и перед самым "седлом" перевала дорога идет с очень приличным уклоном.
Добавьте к этому камни от крупных до очень крупных, рассыпанные по дороге, многочисленные ручейки и ползущие перед вами два ЗИЛа, которые обогнать никак нельзя и вы получите представление о нашем подъеме на перевал.
Накануне прошел снег, поэтому горы перед нами были белыми, а карликовая березка меняла свой цвет от зеленого до темно-бордового.
Остановились мы на ночлег недалеко от "Стрел Укока" - двух вертикальных камней с выбитыми на них рисунками. А над долиной парили вершины Тобын-Богдо-Ола (переводится, как "Пять божественных гор"). Пять вершин расположены на границе России, Монголии и Китая.
Наивысшая точка массива - гора Найрамдал с высторой 4374 м. Массив является священным для алтайских, тувинских, монгольских и китайских буддистов.
На плато ты достаточно быстро теряешь понимание о расстоянии. Например, эти две точки на дороге в долину реки Аргамджи мы приняли за легковые машины таких же туристов, как и мы. Но когда они подъехали поближе, оказалось, что это КамАЗы, которые везли груз на пограничную заставу.
Точно такую же шутку с путниками может сыграть и обманчивая узость долины. Мы решили, что сумеем за день дойти до того места, откуда хорошо просматривается ледник вершин Табын-Богдо-Ола. Водитель довез нас на УАЗе до горы и сказал, что дальше нам надо идти самим. Мы даже на гору подняться не смогли - она как беговая дорожка разворачивала перед нами все новые и новые километры, а гора все не приближалась.
Так как водитель решил за нами не ехать, к "Стрелам Укока" мы добрались только на закате, а в лагерь вернулись в темноте.
Саму поездку к кургану "принцессы Алтая" покажу в следующий раз.