24 августа 1990 – 3 сентября 1941
Во время Великой Отечественной войны режиссер Донат Мечик вместе со своей супругой оказались в эвакуации в Уфе. Нора Довлатова после всех волнений, тяжелого переезда и устройства на новом месте благополучно родила сына. Мальчика назвали Сергеем.
В 1944 году родители привезли своего ребенка в родной город - Ленинград. Так получилось, что Сергея воспитывала больше мама, когда Донат ушел из семьи.
В Ленинграде будущий писатель окончил школу и поступил на учебу на филфак. Учился, знаете, не очень, но свел знакомство с Бродским, Анатолием Нейманом. Молодой человек больше общался и не ходил на лекции, что привело к отчислению с факультета. Ну вроде причина официально крылась в плохой успеваемости, а на самом деле Довлатов со своим инакомыслием уже тогда попал под колпак к органам. Ненужного студента предпочли убрать из стен университета. А куда в таком случае деваться? Да, вчерашний студент попал в армию, в самый настоящий ад, с муштрой, строем и отсутствием личного времени на целых три года.
В армии он и стал писать. А по возвращению продемонстрировал прозу Бродскому. Иосифу понравилось.
Он восстановился в университете, но только на журфаке. Учился, публиковался в студенческой газете. Он много пишет в стол, ходит по редакциям и безрезультатно. Не берут, а автору Довлатову в глаза говорят, что такое чтиво не нужно советскому гражданину. Вы представляете как тяжело слушать постоянные отказы? Раз за разом, год за годом. А Сергей был гордым человеком, цену себе знал.
После диплома Довлатов решил сменить обстановку. Он уехал из Ленинграда в Эстонию. В Таллине молодого журналиста взяли внештатником. А где прописка советского гражданина? Нет ее. Тогда Сергей просто пошел в кочегары.
Писатель за 4 года в Прибалтике не бросил попытки напечататься, но пробиться получилось только в самиздат. Он в те годы кем только не работал, был журналистом, водил экскурсии, секретарил у одной писательницы. И без конца обивал пороги редакций. И опять отказывали.
Считается, что КГБ запрещало печатать Довлатова, следили за ним. И выживали из страны. А он уезжать не хотел.
В 1976 году стало известно, что за рубежом вышли несколько рассказов. После такого путь к советскому читателю оказался совсем закрытым. А потом случилась нехорошая история с милицией. Сергея на улице остановили, избили и закрыли на 15 суток. Последняя капля?
В 1978 году он уехал сперва в Австрию, потом в США. Эмиграция не сделала его богатым, не прославила в один момент, но дала свободы. Сергей готовил к публикации свои очерки, вместе с друзьями выпускал газету и работал на радио. Жизнь только только стала налаживаться. Ему хорошо было в США. Он увидел на прилавках свои произведения - “Невидимая книга”, “Зона”, “Заповедник”. С удовольствием давал интервью.
К середине 80-х годов Америка признала Сергея Донатовича вторым по величине русским писателем 20 века после Набокова. К нему пришел успех, деньги и читатели. В США он выпустил 12 книг, а на Родине фамилия его ни о чем не говорила любителю литературы.
Сергей не почувствовал в полной мере славу. Так бывало уже не раз с гениальными и талантливыми людьми. Признание и понимание таланта, сарказма Довлатова пришло после его смерти. Через пять дней после похорон в России спешно приступили к выпуску его книг.
Смерть настигла писателя 24 августа 1990 года в эмиграции в Нью-Йорке. Довлатову едва исполнилось 48 лет. Могла ли быть сердечная недостаточность следствием непростой творческой жизни в Ленинграде, в Таллине, опять в Ленинграде, как вы думаете? Пишите, нам интересно ваше мнение.