Сегодня я хочу рассказать вам о белорусской усадьбе Кашубницы, которая находится на грани исчезновения. Про этот объект мне поведал небезразличный человек, который хочет спасти старинное имение Блавдзевичей от неминуемой гибели. В России, как и в большинстве наших стран-соседей, сохранившаяся деревянная усадьба – это, скорее, исключение из правила. Находясь в бесхозном состоянии, большинство из таких объектов сгорело, было разобрано на бревна или просто исчезло под напором времени. И именно поэтому каждая сохранившаяся деревянная усадьба – это настоящее чудо!
Одним из таких уникальных объектов и стала наша сегодняшняя героиня-усадьба, которая находится на берегу реки Котра и в 32 километрах от города Гродно. Имение Кашубницы внешне несколько отличается от привычных нам русских деревянных усадеб. В ней есть какой-то особенный западный колорит. Рядом с этой панской усадьбой расположен старинный деревянный костел, погост и роскошный парк, планировка которого замечательно сохранилась. Этой усадьбе удалось уцелеть в начале XX века, пережить Вторую мировую войну и непростое советское время. Но в наше время она подверглась максимальному разорению. Техническая изношенность, набеги вандалов и смена собственников – все это «запускает» обратный отсчет в жизни этого белорусского имения.
Как история усадьбы Кашубницы связана с иезуитами? Кем были ее самые знаменитые владельцы и почему это известное панское семейство очень уважали местные крестьяне? Что стало с усадьбой в советские годы и какой шанс на возрождение имеет в наши дни? И, кстати: вы что-нибудь слышали об этой усадьбе? Какие старинные белорусские поместья вы видели своими глазами?
Позднее земли иезуитов принадлежали семьям Хрептовичей, Данкевичей и Бочейко. В 1783 году кашубинский фольварк с дворами Кашубинцы, Гушчицы и Карашево входил в состав Гродненской экономии. По данным инвентарей 1821,1844,1856 и 1857 г.г. Кашубинцы относились к имению Котра, владельцем которого являлся Франц Богатко. Имение было конфисковано за участие владельцев в Январском восстании. В 1872 г. имением владела дочь повстанца Мария Богатко. Ей принадлежало 658 десятин земли. В 1890 г. имение Котра с фольварком Кашубинцы (668 десятин) принадлежало Марии Мыслицкой.
После Первой Мировой войны, когда Польша вновь обрела независимость Гродненщина вошла в состав вновь образованного государства. Последним владельцем Кашубинцев был Марианн Богатко – Блавдевич герба Помян. Политик и общественный деятель Марианн Блавдевич поддерживал деятельность Гродненского театра им. Э. Ожешко в городе Гродно, организовывал краеведческие экспедиции, был председателем Społecznego Komitetu Obywatelskiego в Гродно, поддерживал различные культурно – просветительские мероприятия (инициативы). Его жена Мария Блавдевич урожденная Станишевская была очень энергичная женщина, которая занималась ведением хозяйства, развитием образования и культуры в имении. В частности, в летний период, в усадьбе устраивались литературно-музыкальные вечера.
Сохранились сведения и о планировке усадьбы. Центром композиции является деревянный усадебный дом (38,5 х 12,5 – 14 м.), построенный в 1873 г. в формах традиционного шляхетского дома помещика средней руки. Первоначально дом с мезонином имел симметричную планировку (31 х 12,5 м). Позже к зданию было пристроено крыло в виде флигеля (14 х 10,5 м.), которое соединено переходом длиной 7 м. с главным зданием. Парадный вход подчеркнут четерехколонным портиком с треугольным фронтоном. Над входом, на всю ширину ризалита размещен балкон с балюстрадой.
Перед домом располагался большой газон круглой формы, к которому подводила въездная липовая аллея протяженностью 100 и шириной 8 метров. Живописной частью усадьбы является овраг с водотоком, впадающим в реку Котру. На берегу реки сохранилась разрушенная дамба, питавшая три пруда, два из которых ныне частично заболочены. Вдоль гребня оврага проходит аллея из липы и дуба, которая визуально увеличивает небольшой парк, выводя в березовую рощу и на поле.
После Второй Мировой войны мало что уцелело от многочисленных хозяйственных построек обширного имения. Сохранился усадебный дом, в котором последовательно размещались деревенская школа, клуб, общежитие. Единственным обитателем дома никогда его не покидавшим была няня детей последних хозяев усадьбы Валентина Лукьяновна Коршаковская. Благодаря её заботе дом уцелел. Она и умерла здесь, во флигеле усадебного дома. Её брат, сын управляющего имением, служившего у последних владельцев Николай Лукьянович Коршаковский принадлежащий православному вероисповеданию, спас часть икон из Кашубинского костела, которые вновь украшают интерьер католической святыни. Дядя Коля – Николай Коршаковский сохранил самые светлые воспоминания, связанные с жизнью в усадьбе и, о её владельцах. Он же отыскал надгробие супруги последнего владельца усадьбы Марии.
Просим всех неравнодушных к судьбе усадьбы обращаться по почте rpavlyuchenkov@bk.ru