Найти в Дзене
Okko

Не Бергманом единым

Вспоминаем и пересматриваем трилогию о человеческом бытии большого шведского режиссера Роя Андерссона.

Все привыкли, что шведский кинематограф — это, в первую очередь, Ингмар Бергман. Его фигура связана с миром кино так же неразрывно, как фигура Льва Толстого с большой прозой, и закрывает от глаз зрителя всех остальных шведов-режиссеров.

Оттого Рой Андерссон, некогда строптивый ученик Бергмана, а теперь весьма пожилой мастер, в массовом сознании или оттесняется на второй план, или оказывается и вовсе незнакомой зрителю фигурой. В сторону стираемости работает даже фамилия: четыре Андерссона/ Андерсона для мирового кино, кажется, перебор.

За свои 75 лет он снял всего пять полнометражных фильмов — и много рекламных роликов. Но уже первая картина с непримечательным названием «Шведская история любви» навсегда вошла в историю кино. А пятая и пока последняя с названием куда более заковыристым — «Голубь сидел на ветке, размышляя о жизни» — получила главный приз Венецианского фестиваля.

-2

Второй фильм режиссера, следующий за обласканной «Историей любви», приняли неохотно, после чего он на 20 лет ушел из мира кино. А, вернувшись, снял трилогию, выпуская по фильму в семь лет, — экзистенциальную, смешную, грустную, прекрасную и невыносимую.

Первые два фильма попали в программу Каннского фестиваля, третьему французы отказали с формулировкой «Он повторяется». Как справедливо заметила критик «Сеанса» Мария Кувшинова: «Закат повторяется, море повторяется».

-3

Приглашаем вас вспомнить, пересмотреть или посмотреть впервые странные и фрагментарные картины шведа, которые говорят о человеческом бытии немногословно, но очень метко.

Часть первая — «Песни со второго этажа», 2000

Нельзя сказать, что этот фильм открыл новые темы, идеи, мотивы в творчестве Андерссона. Его герои, его манера съемки на камеру со штатива, его юмор рождались в короткометражках, чтобы слиться в большой фильм. Этот большой фильм хоть сделан не в форме альманаха, все же представляет собой набор маленьких историй в одной. Видимо так повлиял на режиссерский почерк Андерссона его рекламный опыт: необходимость доносить мысль короткими сюжетами и емкими образами.

-4

Часть вторая — «Ты, живущий!» 2007

В этом фильме нет ни одного профессионального актера. Сюжет теперь еще более разрознен — мы видим жизнь и сны разных людей. Самая светлая история рассказывает про фанатку, которая мечтает о рок-гитаристе: в своих фантазиях она одета в белое платье, избранник играет ей свадебный марш.

В снах и историях других героев всё не так лучезарно: одного приговаривают к смертной казни за разбитый сервиз, в неподражаемом эпизоде такса задохнется в поводке, а психоаналитику приснятся военные самолеты. Сон окажется вещим.

-5

В одном итальянском фильме 80-х в закадровом описании одного из звучало: «В его личном деле в графе ‘особые приметы‘ было написано ‘все‘». Так хочется сказать и про фильмы Андерссона. Штампы типа «главная особенность его фильмов» здесь неприменимы. Такая главная особенность — каждая: отказ от мнотажа — все сцены отсняты целиком и на статичную камеру; важные детали — на заднем плане; обязательный музыкальный номер; персонажи-неудачники; обозначенная выше фрагментарность; бледно-серый цвет.

Но если необходимо выделить главное, то оно, как ни странно, не в форме, а в том, что реальный мир персонажей здесь такой же абсурдный, как мир их снов, но не в модном манерном смысле. Его герои видят во сне не единорогов, кораблекрушения, зомби и карликов с яблоком, а самих себя — нелепых, живущих своей скучной и однообразной жизнью. Единственная сказка, в которую они смеют поверить, проходит под марш Мендельсона.

Часть три — «Голубь сидел на ветке, размышляя о жизни», 2014

Завершение трилогии, хотя на пресс-конференции к премьере картины он обещал четвертую часть. Если так, ждать осталось три года.

В «Голубе» есть почти центральные персонажи: они появляются в кадре чаще других. Это два коммивояжёра, которые продают дурацкие маски, смех в мешочке и прочий fun. А вокруг вроде всё, как обычно, — скучные, стареющие люди. Но на этот раз Андерссон окончательно переходит черту реальности, хотя и раньше его фильмы никак нельзя было назвать реализмом и окончательно уходит в беккетовскую клоунаду. Теперь в провинциальной столовке может появиться Карл XII со свитой и конями — и это нормально.

-6

Финальная сцена почти прямым текстом сообщает нам, что надежды больше нет, и ставит точку в мизантропии режиссера. Но и в этом фильме нет-нет, да появляется влюбленная юная пара. А как мы помним еще со «Шведской истории любви», только на них еще есть какая-то надежда.

Смотреть