Найти тему
Журнал book24.ru

А где на самом деле была «нехорошая квартира» Булгакова?

Оглавление

Какое место вдохновило писателя на создание знаменитой квартиры из романа «Мастер и Маргарита», откуда взялась вдова ювелира де Фужере и где в действительности проходил бал сатаны?

Мистический роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» оставил исследователям целый ворох загадок. Одна из самых интригующих – «нехорошая квартира», где таинственным образом исчезали люди, поселился Воланд со своей свитой и проходил знаменитый бал сатаны. Существовала ли она на самом деле? Какая квартира стала ее прототипом? Что общего у романа и реальности?

Большая Садовая, дом 10, кв. 50

1920-е годы
1920-е годы

В романе «нехорошая квартира» располагается в Москве по адресу Большая Садовая, 302-бис, кв. №50. Читатели уже давно смекнули: это шифр. Нужно сложить 3 и 2 и умножить на два (бис – от лат. bis, то есть «дважды») – получится один из реальных адресов Булгакова, а именно Большая Садовая, дом 10. Там, в 50-й квартире, и жил Михаил Афанасьевич с 1921 года, когда только-только приехал покорять Москву.

Жизнь в этой коммуналке была, без преувеличения, ужасной. Кроме Булгакова, там жили еще 16 человек. Шум, грязь, постоянные конфликты. Эта квартира встречается в нескольких произведениях писателя, например, в «Самогонном озере» и «Зойкиной квартире», и везде чувствуются ненависть и неприятие. Можно представить, с каким удовольствием Булгаков описывал, как горит эта «нехорошая квартира»! Кстати, поговаривают, что когда он писал эту сцену, в доме действительно начался пожар.

-3

Сегодня в квартире №50 находится Государственный музей М. А. Булгакова. В том же здании располагается «Булгаковский дом». Как и все, связанное с писателем, он окружен сверхъестественными слухами. Так, однажды туда пришел черный кот, словно сошедший со страниц «Мастера и Маргариты». Его, разумеется, назвали Бегемотом и оставили в музее. Недавно кота выкрали, но потом вернули обратно. Был еще до дрожи странный случай – во время установки одного экспоната, трамвая 20-х годов, строители, как по заказу, нашли в подвале человеческую голову. Сотрудники чуть не схватили инфаркт, но оказалось, что это часть какой-то чугунной скульптуры.

Казалось бы, все сходится, но не все так просто. С Булгаковым никогда не бывает просто.

Большая Садовая, дом 10, кв. 34

-4

Обстановка квартиры №50 не больно-то соответствует описанной в романе. Потолки там не очень высокие, камин отсутствует. Позже Булгаков переехал в 34-ю квартиру того же дома. Она больше походила на «нехорошую», во всяком случае, камин там имелся. И Воланд, кстати, тоже! В этой квартире жил фронтовой друг Булгакова, обрусевший немец Кибель. Во время Первой мировой он потерял зубы, и потому сверкал коронками – справа золотыми, слева платиновыми. Совсем как у Воланда.

Но штука в том, что дом №10 по Большой Садовой в принципе не соответствует литературным параметрам. Например, если бы свита Воланда вылетела из его окна, то врезалась бы в стену. Да и лестничных пролетов, по которым Азазелло мог бы сбросить чемодан, там нет.

Пожарский переулок, дом 12, кв. 66

-5

В поисках других возможных прототипов «нехорошей квартиры» булгаковеды нашли еще одно местечко – Пожарский переулок, 12 (во времена Булгакова – Савельевский). Там жил другой друг Булгакова, филолог Николай Лямин. Эта коммуналка, в отличие от бедлама на Большой Садовой, была тихой и мирной, и Булгаков частенько сбегал сюда от домашнего шума. Номер квартиры, поверите ли, был 66.

Слухи вокруг нее были соответствующие. Из этой квартиры время от времени исчезали жильцы – совсем как в романе. Но этому было правдоподобное объяснение: во время сталинских репрессий, благодаря сотрудникам НКВД, пропасть было не так уж и сложно. В конечном итоге исчез и Лямин. В 30-е годы его отправили в лагерь, а в 41-м расстреляли.

Пречистенка, дом 13

-6

Находят след «нехорошей квартиры» и еще в одном месте – на Пречистенке, 13. Создается впечатление, что Булгакова со всех сторон окружали зловещие числа! Здесь жили его приятели, художники-авангардисты. Поговаривали, что в доме якобы спрятаны сокровища, оставленные Александром Фаберже, сыном великого ювелира. Вполне вероятно, что эта история вдохновила Булгакова выдумать вдову ювелира де Фужере. Кстати, в 1980-х клад действительно нашли.

Чистый переулок, дом 9, флигель, второй этаж

-7

В 1925 году Булгакову наконец улыбается удача – ему заказывают пьесу по роману «Белая гвардия». Премьеру посещает сам Сталин. Вскоре Булгаков женится на Любови Белозерской и въезжает в отдельную квартиру по адресу Чистый переулок, 9. Кажется, что теперь все должно быть хорошо, но след «нехорошей квартиры» обнаруживается и тут.

В 1926 году именно сюда ворвались сотрудники ОГПУ. Они устроили обыск и конфисковали у Булгакова дневники и рукопись романа «Собачье сердце». Позже писателя ждал допрос на Лубянке. Что и говорить, ассоциации с квартирой у него после этого явно остались не лучшие.

Но если в «нехорошей квартире» могли сплестись элементы всех этих мест, то что с балом Воланда? Что в советское время было способно вдохновить Булгакова на такое роскошное мероприятие?

Спасопесковская площадь, дом 10

-8

Оказывается, есть ответ и на это. В апреле 1935 года Булгаков был приглашен на особый прием, устроенный американским послом. Он проходил на Спасопесковской площади, 10. Это приглашение кажется невероятным – ведь в то время уже началась травля Булгакова. Его обвиняли в том, что он идеализирует белогвардейцев, постановки по его пьесам запрещали. Лишь благодаря вмешательству Сталина удалось спасти спектакль «Дни Турбиных», правда, теперь он шел только во МХАТе. На него сходил американский посол, где он познакомился с Булгаковым. Так бедный, почти уничтоженный писатель получил приглашение на роскошный бал.

В посольской резиденции ему показалось, что он попал в другой мир. Из нищеты – на невиданных масштабов праздник, где весь московский свет купался в роскоши. Особенно его воображение потрясла огромная лестница. Вернувшись домой, Булгаков решительно уничтожил первые наброски со сценой на балу у Воланда и переписал все наново.

-9
Конечно, дать однозначный ответ по поводу «нехорошей квартиры» мог бы только сам Михаил Афанасьевич. И все же, наиболее вероятно то, что одного-единственного прототипа не существует. Это место рождено воображением Булгакова, который сплел воедино элементы разных мест, обрывки своих и чужих историй, и изобразил зловещее, но такое притягательное место, в котором хочется побывать каждому читателю «Мастера и Маргариты».

До новых книг!

Ваш Book24