Подделками реликвий и текстов занимались отнюдь не только христиане. В ситуации, когда они востребованы - это неплохой бизнес. Чисто политические моменты тоже имели место быть.
Но иногда об этом..... скажем так, забывают. Ну, или просто не говорят вслух: кому, мол, интересно - тот и сам найдет. А "простецам" знать слишком много подробностей ни к чему. Лишнее это.
Так и в этом случае. Крупнейший деятель русского Православия, святитель (значит, сделавший много для распространения веры) Димитрий Ростовский, автор крупнейших сборников житий русских святых - был связан не только с благими делами.
Ему принадлежит авторство крупнейшей фальшивки, "Соборного деяния на еретика Арменина, на мниха Мартина". Мних - это монах, армянин - прозвище монаха Мартина, согласно тексту уличенному в "армянской ереси", монофизитстве.
Строго говоря, армяне не монофизиты, а миафизиты и нынешняя РПЦ их еретиками не считает. Но есть ощущение, что разбираться в тонкостях греческих наименований представлений о Христе мало кому интересно. Впрочем, если вдруг - пишите в комментариях, расскажем.
Массы русских православных во всех этих тонкостях тоже не разбирались. Для них было важно, что армяне - еретики. Если кто-то с ними согласен - он тоже еретик. А еретик в одном - подозрителен в другом. И все его идеи, про какие-то другие вещи (а тем более, про самые важные в богословском смысле) - ерунда еретическая.
Кот спрашивает: значит, если доказать, что кто-то там еретик - то очень несложно подвинуть всех к мысли, что и согласные с ним - еретики. И их идеи - еретические?
Верно.
Что, собственно и хотелось сделать. На момент создания фальшивки ситуация была следующей (про несколько более ранний момент - в публикации на соседнем нашем канале про самосожжение 19 августа 1687 года): по России бродит гражданская религиозная война. Раскол на "нововеров" и "староверов" не прошел гладко. Множество людей не согласились с реформами, которые приводили "исконно-посконное" русское богослужение в соответствие с греческими образцами. Массовые казни, пытки и прочие репрессии результата не дали: для людей были важнее не нынешние муки, а грядущие, адские. Соответственно, они смеялись над попытками их как-то "вразумить" (и с радостью предавались самоуничтожению плоти: зато на небе им хорошо будет).
Полицейский террор себя не оправдал. Был взят курс на экономическое принуждение. Петр Первый отменил жестокие "12 статей" царевны Софьи и объявил: охота вам старую веру верить - не вопрос. Но налог с вас будет взыматься двойной. А со всех "правильных" - обычный.
Учитывая свойственную старообрядцам аскетичность и работоспособность (работали много, а тратили очень мало) - государство на этом неплохо тогда нажилось, да...
Но все благие слова про веротерпимость - хорошо и здорово, но, для того времени, неэффективно. Если все государство (ну, или большинство) живет по одним принципам - то каждый, "выбивающийся из рядов" неблагонадежен. И лучше, чтобы их было поменьше. Есть - и пусть будут, сами потихоньку вымрут. Только, чтобы новых к себе не привлекали.
А то, ишь ты, придумали, что папа Алексей Михайлович - "антихрист". Так, гладишь, и про Петра Алексеевича начнут всякие гадости говорить и думать. И ведь говорили и думали...
А что нужно, чтобы привлечение не шло? Правильно, нужно вести пропаганду: всем объяснить, что вот эти-то вот старообрядцы и есть еретики. И что защищают они не старый обряд - а свои придумки. А на самом деле все было ровно так, как рекомендовано рефрмой.
В чем было удобство: все знали, что когда-то христианство на Русь принесли именно греки. Так что - нужно вернуться к корням, а не национальные добавления исповедовать...
Но у старообрядцев были неубиваемые козыри. В том числе и по основному вопросу: как правильно совершать крестное знамение и благословлять друг друга двумя пальцами или тремя.
Кот спрашивает: эээ... ЧТО? Два или три пальца? Это ОСНОВНОЙ ВОПРОС? Им там было совсем нечем заняться?
Вот тут ты неправ. Вопрос этот только кажется неважным. По сути, жест, которым совершается крещение и благословение - это очень важная штука. Он в краткой форме заключает в себе все основное содержание вероисповедания. Оба варианта подчеркивают связь двух элементов: три пальца - Троица, два (а тем более, правильно сложенных) - Иисус Христос, как Спаситель. Но что на первом месте, а что на втором - вопрос очень важный. Для того времени - точно.
Если вдруг случится так, что вы захотите просветить своих знакомых и поделитесь этой статьей на странице или сайте- можем обещать: к вам однозначно придет кто-нибудь из православных религиоведов и объяснит, что никакого соревнования за перевенство тут нет. Что обе части одинаково важны и то, что все пальцы соединены в ладонь подчеркивает: Бог-Отец (Троица) и Бог-Сын (Христос) нераздельны. И даже Символ Веры процитировать может.
И будет абсолютно прав. Для картин мира религиоведов всех времен. Для священников со специальным образованием. Но не для паствы, не для простых людей. Они такими сложными моментами не заморачивались...
В частности была, прямо перед расколом канонизированная святая Анна Кашинская. Чьи нетленные мощи очень хорошо показывали (она скончалась с правой рукой в благословляющем жесте): в традиции было именно "двоеперстие". Мощи оперативно вскрыли, в процессе нашли нарушения - и Анну Кашинскую деканонизировали. Но это - официально, в той церкви, которая староверами почиталась "неправильной". Так что, им было все равно.
И их целевой аудитории - тоже. Святая - она и есть святая.
Димитрию Ростовскому делается заказ на изготовление фальшивки, чтобы перебить пропаганду староверов. Что он и исполняет.
Приведем цитату (из исторического издания 1860 года, орфография сохранена): "...за неимѣніемъ подлинныхъ доказательствъ о древности трехперстнаго сложенія и другихъ Никоновскихъ нововведеній, рѣшились прибѣгнуть, съ согласія Петра I, къ неизвинительной хитрости, къ составленію подложнаго дѣянія небывалаго собора на Мартина Армянина..."
"Соборное деяние.." это документ, якобы найденным святителем к Киево-Печерской лавре с которого он сделал себе список.
По содержанию - это постановление поместного собора по поводу осуждения еретика, Мартина Армянина, который в 1157 в Киеве назвал себя родственником тогдашнему Константинопольскому патриарху и начал распространять свое учение (подробно приведенное). Учение это представляло из себя смесь католических (причащать на опресноках, а не на квасном хлебе), иудейских (соблюдать праздник в субботу, а не в воскресенье) и типично старообрядческих положений. В частности - креститься двумя пальцами, а не тремя. Понятно, что Мартин был осужден и все его идеи были признаны еретическими.
"...деяние" пошло в дело. Было несколько раз отпечатано большое количество брошюр. Личным указом Петра Первого было приказано читать деяние в церкви перед службой на "утрени вместо пролога".
Правда, сразу же возникло множество вопросов. И самый первый: ОК, это список с оригинала. Где оригинал?
Оригинал "нашли" в Киеве и прислали в Москву. Правда, никому не показали (а никакой независимой экспертизы тогда не было). Самого убедительного критика, старообрядца Александра Дьякона арестовали и отрубили ему голову.
Но с тех пор вопросов не стало меньше, а только больше. Настолько больше, что даже Русская Православная Церковь признает подложность документа в своей электронной энциклопедии.
Правда - лишь косвенно, в рассказе про раскол. В статье о самом Ростовском этого эпизода нет. Но все равно, бывает крайне любопытно наблюдать реакцию православного религиоведа, когда ему это демонстрируешь...
Да, в общем-то, речь почти сразу была не о вопросах. А о доказательствах откровенного подлога. Все перечислять долго, остановимся на основных:
- в 1157 году в Киеве не было никакого поместного собора вообще. Ни для осуждения еретика, ни для чего-либо еще.
- Сама дата "1157 год" - результат ошибки автора. В то время в документах указывалась только дата "от сотворения мира" - в тексте это 6665 год. При пересчете на летоисчисление, принятое во время раскола это 1160 год.
- Согласно тексту, Мартин в Киеве выдавал себя за "родственника патриарха Луки в России". Но в документах того времени термин "Россия" никогда не употреблялся, писали "Русь". Первое упоминание "России" в рукописи - 1387 год.
- В XII веке не только в Армении, но и в самой Византии (и вообще во всем христианском мире) было принято как раз двоеперстие. Анафема "еретику" за продвижение им полностью официальных идей - нелепость.
Но самый элегантный ответ дали прямо тогда сами старообрядцы. Когда им привезли "оригинал" для ознакомления. Мол, чего это вы нам лапшу на уши вешаете? В те годы - сами сравните - официальные документы писали другими буквами. Не полууставом (как новодельщик), а уставом, он - крупнее.
Но согласимся - Димитрий Ростовский, все-таки, ревнитель веры и святитель, а не профессиональный изготовитель фальшивок. В том, что он и его коллеги сделали такое количество ляпов - они даже не особо виноваты.
Да и государственная пропаганда во все времена рассчитывала скорее на "арестовать и отрубить голову", чем на тонкость подделок...
Возможно, именно поэтому, до сих пор читается молитвенный тропарь Димитрию Ростовскому, где на полном серьезе говорится о том, что он-де, спас Россию от злой ереси отыскав и распространив подлинное свидетельство о том, что еще в давние времена она была осуждена. И до сих пор об этом (и кое-каких других вроде геноцида язычников) эпизодах из жизни святителя не вспоминают.
Ничего, напомним...