В шестидесятых годах, с началом интенсивного освоения месторождений драгоценных металлов, драгоценных камней и угля, возникла необходимость появления надежного транспорта для обеспечения вывоза добываемых ископаемых.
Проектом планировалось связать столицу Республики Саха - Якутск со станцией Тында общей сети МПС.
Финансирование этой стратегической магистрали за эти десятилетия прекращалось множество раз.
Сегодня железнодорожные пути построены до станции Нижний Бестях, что рядом с Якутском.
Последней, не преодоленной, преградой осталась могучая река Лена.
Якутскую железную дорогу эксплуатирует акционерная компания "Железные дороги Якутии". Данное предприятие является совместной собственностью ОАО "РЖД" и Республики Саха (Якутия).
Линия Нерюнгри-Томмот работает в режиме постоянной эксплуатации. Её протяжённость почти 358 километров. На этом протяженном участке расположились 14 станций и разъездов, с которых имеется регулярное пассажирское железнодорожное сообщение.
Коммерческая эксплуатация дороги от станции Нерюнгри-Грузовая до станции Томмот осуществляется с начала двухтысячных годов. Тогда же было открыто пассажирское движение.
С тех пор по дороге ежедневно курсировал местный пассажирский поезд с прицепными вагонами по направлениям Томмот-Хабаровск/Благовещенск/Москва. Также с пуском пассажирского движения открыли и почтово-багажное в направлении Благовещенска.
Участок протяженностью в 436 километров от станции Томмот до станции Нижний Бестях был сдан только после 2010 года. С момента сдачи и до сегодняшних дней он работает в режиме временной эксплуатации, что накладывает ограничения на его эксплуатацию.
Имеются ограничения скорости движения поездов и не допускается движение пассажирских поездов до сдачи участка в постоянную эксплуатацию.
Компания ЖДЯ имеет все для работы дороги: собственный тяговый и подвижной состав (пассажирские и грузовые вагоны, тепловозы, дрезины, снегоочистители), грузовые дворы с контейнерными площадками на станциях Томмот и Алдан, грузоподъёмные механизмы и складские площади.
Если раньше стрелки на станция переводились вручную, то сегодня на многих станциях установлены современные микропроцессорные системы электрической централизации.
Дежурные по станциям работаю вахтой и живут в специальных комнатах имеющихся в станционных зданиях.
Центральный офис Железных дорог Якутии находится в городе Алдан. В Якутске и в Москве работают представительства компании.
Сегодня акционерное общество «АК «Железные дороги Якутии» – это, по сути, целая железнодорожная структура самого большого субъекта Российской Федерации. С момента ее создания, и за два десятилетия существования, она стала неотъемлимой частью и своеобразным транспортным каркасом региона.
Якутия - очень богатый полезными ископаемыми и природными ресурсами регион. Приход железных дорог дал импульс к разведке новых и увеличению мощности существующих угольных разрезов. Имея данные о разведанных и подтвержденных залежей полезных ископаемых можно смело рассчитывать на увеличение объемов перевозок в будущем и планировать развитие железнодорожной инфраструктуры региона.
По примерным оценкам, строительство железной дороги в местах, где доставка товаров осуществляется только северным завозом с ограниченными сроками навигации, снижает стоимость доставки груза примерно в 20 раз, а если учесть и косвенные затраты — примерно в 200 раз!
Деятельность Якутской железной дороги имеет очень важное значение для малодоступного субъекта федерации и всего дальневосточного региона.
После возведения долгожданного моста через реку Лена и соединения столицы республики с сетью железных дорог появятся новые перспективы развития и деятельности этой важнейшей магистрали.
Понравилась статья, ставьте лайк и делитесь постом в соцсетях!
Подписывайтесь на канал, чтоб не пропускать новые интересные публикации ☺
Читайте также:
Перевозка автомобильных полуприцепов по железной дороге без использования вагонов
Автоблокировка на ж.д. Северной Америки
"Темная территория" на ж.д. Северной Америки (управление движением без устройств СЦБ)
Особенности работы и отличия ж.д. Северной Америки
и другие статьи на канале...